Культура народов Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:54, контрольная работа

Описание

Целью работы является изучение традиционной культуры народов Северного Кавказа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Этногенез адыго-абхазских народов (адыгейцы, абхазы, черкесы, кабардинцы)…………………………………………………………………
2. Свадьба и свадебные обряды и ритуалы…………………………………..
3. Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы)………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

культура народов какваза.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Определенные правила существовали и при распределении мясной пищи. Самыми престижными частями бараньей туши считались: голова (правая сторона ее), лопатки или тазовые кости – их выделяли для главы семьи и старших участников застолья, часть грудинки и мякоть от ножки – для главной хозяйки. Существовали и определенные куски мяса, которые предназначались отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Так, например, бедренные части – «орта сан», часть ножек – «ер басар», «бут», ребра – «кабырга» полагались сыновьям, а грудинка – «тоьс», сердце – «юрек», почки – «буйрек» – дочерям. Остальные, куски (шейная часть, самые нижние части ножек) считались менее престижными и предназначались для снох и младших участников трапезы. В результате этнокультурного взаимодействия с ногайцами эти правила распределения мяса были переняты адыгами.

Особо почетной частью ногайцы считают голову животного. Право раздела головы принадлежало главе семейства. Эта часть семейной трапезы также содержала различные этикетные моменты. Если во время семейной трапезы приходил гость, то его сажали рядом с хозяином. При этом гостя приветствовали лишь киванием головы (подавать руку для приветствия во время трапезы не полагалось, так как ногайцы считают, что еда выше гостя). Женщины садились спиной к гостю, а молодые снохи вообще покидали юрту. Старшую женщину эти условности не касались, она продолжала сидеть на своем месте. При этом все ели медленно, чтобы гость успел насытиться. Для обозначения сытости во время трапезы использовались кинесические приемы. У ногайцев отказаться от дополнительной порции можно было, закрыв сверху чашу ладонью.

Не принято было оставлять еду в чашке, но и вычищать ее дно кусочками хлеба считалось неприличным, не принято было доедать за кем-либо еду, наступать на пищу, пренебрегать ею, выражать свое недовольство по поводу качества того или иного блюда. Во время трапезы не позволительным считалось вести посторонние разговоры. По окончании трапезы ногайцы за еду благодарили Аллаха, а не хозяина, как это принято сейчас. Первым из-за стола вставал глава семейства, затем все остальные.

Результаты исследования показали, что в застольном этикете ногайцев в основном превалировали тюрко-монгольские традиции.

Национальная пища ногайцев — мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и многие другие.

 


Заключение

 

Наличие множества народов на сравнительно небольшой территории с ограниченными ресурсами (главным образом, ощущается нехватка плодородных земель и воды) стало, с одной стороны, причиной множества конфликтов, а с другой - выработало в людях, населяющих Кавказ, умение самостоятельно урегулировать возникающие противоречия. Благополучие отдельной семьи, клана и целого народа на Кавказе иногда целиком и полностью зависело от решения, принимаемого их главами-вождями. Именно им традиционно отводится особое место в политике и экономике региона. Принимая на себя ответственность за решение, хозяин семьи, глава рода становится гарантом благополучия для всех. Его слово - закон. «Слово мужчины - это печать». В Дагестане до сих пор существуют браки между родственниками, невест берут из своего рода. Существует брак левират - женитьба на вдове брата. Цель его - защитить честь рода. Брак сорорат - женитьбу на сестре умершей жены - заключают, если от умершей жены осталось много детей.

Жителей Кавказа отличает уважительное отношение к женщине. Мать в семье не менее уважаема, чем отец. Закон горских народов предусматривает суровое наказание для насильников. Женщина в сознании горцев ассоциируется с миром. Во время боевых действий на женщин противника распространяется иммунитет.

Несмотря на внешнее проявление дискриминационных элементов по отношению к женщине, в культуре большинства кавказских народов (особенно в сельской местности) женщины-горянки всегда имели больше прав и занимали более заметное место в обществе, чем их сестры по вере в других мусульманских странах. Сегодня место и роль женщины в кавказском обществе все больше соответствует ее социальному и материальному положению. В советские времена жительницы Кавказа получили широкий доступ к образованию и культуре. Почти треть всех руководителей местного уровня в воюющей Чечне - женщины.

На Кавказе к женщине, как хранительнице домашнего очага и продолжательнице рода, испокон веков относились с огромным уважением. Поэтому празднование Дня матери здесь овеяно особой атмосферой любви и благодарности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. М., 2004. -215 с.

2. Гвоздецкий Н.А. Кавказ. М., 2003. – 254 с.

3. Алексеев В.П. Происхождение народов Северного Кавказа. - М.: Наука, 2004. - 317с.

4. Федоров Я.К. Историческая этнография Северного Кавказа, М., 2003. 320 с.

5. Мелькоян Э. Л. "Армянская семья", "Современная этнография", 1988 г., № 6.

6. История, этнография и культура народов Северного Кавказа. - Орджоникидзе: Сев.-Осет. Гос. ун-т, 1981. - 136с.

 


 

17

 



Информация о работе Культура народов Кавказа