Культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:27, реферат

Описание

Культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

Содержание

Введение...……………………………………………………………………….2
Понятия культуры (различные определения культуры)………………….3
Структура культуры…………………………………………………………6
Культура в обществе и ее виды……………………………………………..9
Функции культуры………………………………………………………….11
Конфликт культуры………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию 

Уральская академия государственной  службы

Факультет подготовки государственных  и муниципальных служащих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура общества

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по социологии

Корниловой Ольги Сергеевны

студентки курса ГМУ52

группа ГМУ521

Проверил:

Бельский Игорь Сергеевич,

Старший преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2009

 

Содержание

Введение...……………………………………………………………………….2

  1. Понятия культуры (различные определения культуры)………………….3
  2. Структура культуры…………………………………………………………6
  3. Культура в обществе и ее виды……………………………………………..9
  4. Функции культуры………………………………………………………….11
  5. Конфликт культуры………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………..17

 

Введение

Культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

Желание выразить и закрепить  свою культуру каким-нибудь внешним  образом, сделать предметный вид  культуры единственным показателем  культурного уровня было свойственно  человеку всегда.  Свидетельством этому  является роль одежды и украшений  еще у древних людей.  Культура, с одной стороны, хранит, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает этноисторическую целостность общества. Культура играет фундаментальную роль в модернизации общества, являясь генератором глубоких социально-экономических трансформаций. Процесс эволюционного развития локальных цивилизаций обеспечивается диалогом культур, результатом которого является нахождение точек пересечения, взаимообогащения, общих координат, ценностных ориентиров, терпимое, уважительное отношение к уникальности, самобытности другой культуры.

 

Понятия культуры (различные  определения культуры)

В античные времена культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. Уже в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека. Во времена Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни. Понимание культуры как земного самостоятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке, начинает формировать в Новое время осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.

Многообразие не только в бытовом, но и в научном понимании  термина «культура» отразилось в  большом количестве ее определений. Еще в 1952 г. известные американские ученые А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура. Критический обзор понятий и определений» представили анализ более 150 определений культуры. Затем несколько десятилетий продолжались споры о том, какое значение понятия «культура» является основополагающим.

Английский социолог Б.Малиновский (1884-1942) с помощью функционального метода использовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей. Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ-идеалист исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Он понимал культуру как "организм", который обладает жестким единством и обособлен от других культур. Культура возникает, развивается и отмирает.

Слово "культура" - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие - еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать "трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура - это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения. Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. В XVIII веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл - этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

В XX веке, благодаря исследованиям антропологов, изучавших примитивные народы, снова появляется новое значение. У австралийских аборигенов было выявлено то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира - система убеждений и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песню, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни, либо всего общества, либо какой-то его части.

Современное научное определение  культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью изучения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

 

Структура культуры

На структуру культуры также существуют разные точки зрения. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американскому исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отношения, ценности и правила. Понятия выражаются через язык, слова. Второй элемент – отношения между людьми и предметами, из взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Третий элемент – ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество устанавливает свои ценности, но во многом они схожи у разных общностей. Четвертый элемент культуры – нормы и правила – регулирует поведение людей в соответствии с ценностями культуры.

Из отечественных социологов приведем точку зрения Л.Н. Когана. Согласно его мнению, культура включает в  себя три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. В когнитивный блок входят знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный человечеством. Ядром этого блока являются ценности культуры (деятельность людей и ее результаты: танец, книга, картина и т.д.). Поведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культурно-организующий» блок.

Обобщив все точки зрения, выделим наиболее основные элементы культуры:

- Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному. Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

- Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нельзя в полной мере сопоставлять характеристики ценностей, к примеру, американской, японской и русской культур. Говоря о ценностях российской культуры, можно назвать среди них такие, как верность принятой и разделяемой идее, готовность служить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству.

- Обычаи – это принятые в обществе образцы поведения, позволяющие людям лучше взаимодействовать с окружающей средой и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотипные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах и привычные для их членов. В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (примитивные общества). В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регулирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения. Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, пожилым, детям и т.д. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обычаев часто относят табу – различного рода запреты (на мясо некоторых животных, на произнесение бранных слов и т.д.).

- Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институциональные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (например, нормы этикета, повседневного поведения). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способствовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы – это принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержать 10 заповедей христианской морали: «не убий», «не укради», «чти отца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др. Институциональные нормы тщательно разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каждый социальный институт имеет собственную нормативную базу. В качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Правовые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.

- Деятельность – является стержневым элементом культуры. Состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Он является системообразующим для культуры. В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. Но главная характеристика культурной деятельности состоит в том, что она выступает как реализация (самореализация) сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. В процессе культурной деятельности социальная общность (и индивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространственно-временного бытия, собственного социального окружения, осваивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким образом включается в новую систему отношений. Так культурная деятельность становится катализатором развития социальной деятельности.

 

Культура в обществе и  ее виды

Наличием культуры общество отличается от всего окружающего  мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве социальных систем. Общество и культура «живут» друг в друге, они не в состоянии существовать порознь. Существует культура той или иной социальной (демографической, профессиональной и т.д.) группы (молодежная культура).

В одном обществе может функционировать несколько  культур, иногда значительно отличающихся друг от друга. В их основе, как правило, оказываются разные языки, религии, обычаи и ценности. Проблема сосуществования различных культур в едином социальном пространстве совсем не проста, а иногда может приобретать конфликтный характер. Мудрость властных структур состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для бесконфликтного сосуществования и активного взаимодействия разных культур в одном обществе.

Виды культур

Доминирующая культура — это культура, распространяющаяся на всех членов данного общества. Доминирующая культура обладает одним важным свойством: она имеет тенденцию привести поведение членов данного общества к некоторому среднему состоянию. Эта культура стремится к усредненности, некоторому общему уровню, вырабатывает общие правила поведения и общие системы ценностей.

Культура общества включает в себя ряд субкультур. Субкультура – это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее.

Информация о работе Культура общества