Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:11, реферат

Описание

Инвалид в российском представлении - увечный, требующий опеки страдалец. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества.
В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве. Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Содержание

Введение……………………………………………..... 3
Положение инвалидов в современной России……… 4
Значение образования для их полноценного включения
в социальное пространство общества………………… 8
Инклюзивное образование…………………………… 13
Заключение……………………………………………. 15
Список используемых источников………………

Работа состоит из  1 файл

огр возм.docx

— 70.55 Кб (Скачать документ)

     Так, несмотря на повышенный интерес к высшему образованию, социологический опрос граждан с ограниченными возможностями трудоспособного возраста показал, что: 68% хотят получить высшее

образование; 15% не хотят  его получать; пока не решили - 17%, число  студентов-инвалидов, обучающихся по программе высшего профессионального образования в 2007 - 2008 учебном году, равнялось 19 483 человеком. Это мизерная часть от общего количества граждан, способных продолжить свое образование в рамках высшей школы.

     И, тем не менее, имеет место положительная тенденция увеличения числа студентов-инвалидов. Так, в период с 1996 - 2003 гг. удельный вес лиц с ограниченными возможностями здоровья среди студенчества   вырос с 0,08% до 0,4%, во Франции доля инвалидов среди студентов на этот период времени составляла 5%.

Не все из обучающихся  студентов-инвалидов доучиваются  до конца, успешно завершая образование  и получая дипломы государственного образца. Лишь 1% от их общего числа заканчивает ВУЗ. Это

демонстрирует наличие реально  существующих барьеров, стоящих перед  инвалидами на пути получения образовательных услуг. Ими могут быть: отсутствие в штате образовательных учреждений преподавателей, прошедших переподготовку для работы с инвалидами; неудобная архитектура (к примеру, отсутствие пандусов для инвалидных колясок или специального оборудования).

А между тем, для лиц  с ограниченными возможностями  ценность образования изначально значительно выше, чем для остальной части населения, не имеющей существенных отклонений в здоровье. Образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим первостепенное значение, целенаправленно действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости.

     Право на получение образования, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Российской Федерации. Согласно 43-ей статье Конституции "каждый человек имеет право на образование" (п. 1) и "вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии" (п. 3).

Вышеуказанные положения  были детализированы в некоторых  федеральных законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение  образования лицами с ограниченными  возможностями здоровья. Так, в соответствии с 5-й статьей закона "Об образовании" государство гарантирует возможность получения образования всем гражданам России независимо от состояния здоровья. А с тем, чтобы полнее реализовать это право, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения образования. Принятый в 1995-м году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" развил и дополнил правовые нормы Закона РФ "Об образовании", закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в России. Однако, несмотря на меры нормативно-правового регулирования жизнедеятельности инвалидов, действующая сегодня организация образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. Одна из причин такого положения дел – использование неэффективных методов и форм обучения инвалидов. Другая проблема заключается в отсутствии поддержки со стороны общества, предвзятости общественного мнения в отношении инвалидов и слабости побудительных мотивов приобретения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В настоящее время наиболее эффективным методом решения  образовательных проблем инвалидов является инклюзивное образование. В тексте 24-ой статьи Конвенции ООН о правах инвалидов записано следующее: "В целях реализации этого права (права на получение образования) без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

a) к полному развитию  человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения, усилению уважения прав человека, основных

свобод и человеческого  многообразия;

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов,  а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества".

На рис. показано, что дает инклюзивное образование обществу и студенту с ограниченными возможностями здоровья.

 Инклюзивное образование  способствует формированию следующего  комплекса преимуществ. Оно подходит для всех студен -                                                                                        тов - не только для студентов с ограниченной возможностью здоровья; все студенты имеют равный доступ к процессу обучения, имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей; планируется и проводится эффективное обучение на основе специально разработанных образовательных программ; преподаватели, вовлеченные в процесс обучения, используют методики, облегчающие процесс включения студентов с ограниченными возможностями в единую социальную студенческую среду, а также применяют методики, облегчающие процесс включения студентов-инвалидов в образовательный процесс;

образовательные программы  и процесс обучения учитывает  потребности каждого студента; вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности; адаптация как можно менее навязчива и не

содействует выработке стереотипов; мероприятия направлены на включение  студента, но достаточно для него сложны; индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует студентов; появляются возможности для обобщения, передачи и углубления полученных знаний; появляются возможности для развития личностных, творческих и научных компетенций; вырабатываются навыки индивидуальной, самостоятельной и групповой работы.

     Таким образом, результатом инклюзивного обучения является выпускник (вне зависимости от состояния здоровья), обладающий таким набором профессиональных компетенций, который делает его конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, что соответствует задачам российской высшей школы и ставит инклюзивное образование на первое место при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все люди разные и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит от того, насколько часто он появляется в общественных местах.

Сегодня слово "инвалид" еще ассоциируется с определением "больной". У большинства людей  складывается представление об инвалидах, как о пациентах больниц, которым  требуется постоянный уход и противопоказано любое движение. Изменить такое представление об инвалидах в обществе поможет создание для них доступной среды. Инвалиды должны жить и работать среди здоровых людей, пользоваться наравне с ними всеми благами, чувствовать себя полноценными членами общества.

Среди инвалидов много  творчески одаренных личностей, много людей, желающих активно работать. Это не только дало бы им возможность  обеспечивать собственное содержание, но и вносить посильный вклад в развитие общества. Однако мы об этих людях почти ничего не знаем. Зачастую большинство из нас даже не подозревает об их существовании, не говоря уже об уровне этого существования.

Создание оптимальных  условий для воспитания, обучения, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество относится к числу важнейших задач.

Как и все в нашей  жизни, под воздействие различных  факторов претерпевает изменение и общественное сознание. Однако, по отношению к инвалидам оно, к сожалению, меняется слишком медленно. По-прежнему общество относится к этой проблеме как вторичной, до которой пока не доходят руки. Но, оттягивая решение проблемы инвалидов, мы отдаляем создание правового цивилизованного общества и государства.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://www.eed.ru/opinions/o15 - 05.html
  2. Образовательная политика зарубежных стран http://www.kremlin.ru/text/docs/2006/03/104573.shtml
  3. www.ifap.ru/library/book140.pdf
  4. Инклюзивное образование в России

www.dislife.ru/flow/theme/4696/

  1. Герасименко А. IT и инвалиды: реабилитация и жизнь в цифре http://www.3dnews.ru/editorial/it_invalids
  2. Статистика инвалидности. http://rosspolit.ru/socialnaya-politika/rabota-s-invalidami/statistikainvalidnosti.html
  3. Официальный сайт ООН, посвященный проблемам инвалидов: http://www.un.org/russian/disabilities/convention/facts3.shtml
  4. В России увеличилось количество студентов-инвалидов //

http://www.prostranstvo.ru/news/news/show/1070372763.htm

  1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года .
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266 - 1.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии