Личность и ее взаимодействие с системой общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:16, контрольная работа

Описание

Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются.
Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
Социологические концепции личности_____________________________4
Структура личности___________________________________________10
Личность и ее взаимодействие с системой общества________________14
Индивидуально-общественные типы личности________________________15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 35.64 Кб (Скачать документ)

С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Потребности движут человеком, а он формирует их содержание.

Чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей. Современная молодёжь, имеющая более высокий уровень  образования, чаще разочаровывается в  труде, если ей представляют однообразную работу. Ведь чем выше образование, тем выше притязания и как следствие - более затяжной период выбора профессии  по своему характеру, складу ума, запросам.

Подавление потребностей любого уровня деформирует личность.

Человек с подавленными потребностями  в безопасности общения самореализации неполноценен. Его неполноценность  выражается в апатии, в стремлении избежать ответственности. Неполноценный  индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, в пребывании в тюрьме и т.п.

Интерес - это осознанная потребность личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного  отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.

Понятие ценности - одно из фундаментальных  понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.

Ценности - это то, в чем  человек нуждается и чего у  него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.

Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила - основные ценности экономики  любого общества. Экономика и есть учение о том, как рационально  распоряжаться этими ценностями.

Социальные ценности - это  то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.

Если потребность и  интерес - побудительная сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют  эту потребность и находятся  вовне.

Ценности бывают самыми разными - материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными (хлеба и зрелищ).

Для голодного человека хлеб - наивысшая ценность.

В разные периоды развития общества у него преобладают те или  иные ценности: отсутствие продуктов  в магазинах - ценность: хлеб и мясо; отсутствие товаров народного потребления: обувь и одежда. Высокая преступность: правопорядок, гарантия жизни.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем  человека как личность, а не просто индивида в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные  ценности: патриотам, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. они  занимают верхнюю часть шкалы  общественных ценностей.

Ценностей нет у животных и младенцев. Стало быть, они биологически не наследуемы, они приобретаются  в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его  система ценностей. Роль ценностей  в человеческом обществе огромна. Они  выполняют самые разные функции: регулируют социальные отношения и  взаимодействия людей; проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества и т.д. Но одной из главных занятий  ценностей - служить мотивом поведения. Человек стремиться добывать то, в  чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.

Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные  виды мотивов:

  • по значимости для жизни и развития человека: биологически важные и производные от них;
  • по источнику побуждения: продиктованные извне и внутренне рожденные;
  • по социальной направленности: желаемые, нормативные, запретные.

Итак, в структуре личности в единое целое увязаны потребности, интересы, ценности и мотивы. Становление  же личности происходит в процессе социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВА

 

Исследования западных социологов показали, что специфика отношений  в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и  вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм -влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи  выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих  стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный  инфантилизм», двоемыслие и широкая  практика двойных стандартов, «паразитическая  новация»

Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует  на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько  его восприятие этой ситуации. Большинство  людей недооценивают те, пусть  и небольшие, возможности изменения  собственной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально  имеются. Человек уже сам стремится  избежать жизненных перемен, так  как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность  на себя, требуют поиска.

Индивидуально-общественные типы личности.

1. Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга,  порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств,  как креативность, стремление к  самореализации, самостоятельность,  у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое  отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение  авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустированного  типа личности характерны низкая  самооценка, угнетение, подавленное  самочувствие, ощущение себя как  бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в  себе стремление к самореализации  с развитым чувством долга  и ответственности, здоровый скептицизм  с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалы ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности.

Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе.

Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это  тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и  гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.

Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом  отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Иными словами, социальный тип  личности - это отражение того, как  общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений  определяют множество теоретических  подходов и позиций в понимании  этого феномена, множество различных  моделей, образов человека в современной  социологии. Один из них - образ человека как совокупность социальных ролей.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные  им, не говорят о том, что процесс  социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения  педагогической культуры родителей, о  выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил межличностного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ильенко И.В. Что такое личность. - М.: Мысль, 1991.

2. Кравченко С.А. Социология. - М.: Экзамен, 2002.

3. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Юнити, 2002.

4. Назаренко С. В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер,2009.

5. Смирнов П.И. Социология личности. Учебное пособие. - СПб, 2001.

 


Информация о работе Личность и ее взаимодействие с системой общества