Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:16, контрольная работа
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются.
Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
Социологические концепции личности_____________________________4
Структура личности___________________________________________10
Личность и ее взаимодействие с системой общества________________14
Индивидуально-общественные типы личности________________________15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____
С другой стороны, чем выше уровень иерархии, тем значительнее вклад самого человека в формирование потребностей. Потребности движут человеком, а он формирует их содержание.
Чем выше запросы личности,
тем сложнее процесс
Подавление потребностей любого уровня деформирует личность.
Человек с подавленными потребностями в безопасности общения самореализации неполноценен. Его неполноценность выражается в апатии, в стремлении избежать ответственности. Неполноценный индивид вырастает в силу социальных условий, например, жизни в авторитарном обществе, в пребывании в тюрьме и т.п.
Интерес - это осознанная потребность личности.
Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей.
Понятие ценности - одно из фундаментальных понятий в социологии и других социальных наук. Им широко пользуются философы, политологи, психологи, культурологи, экономисты, историки, правоведы, представители других отраслей обществознания. Каждая из наук вкладывает в это понятие свой, как правило, особый смысл, отражающий те или иные стороны этого сложного социального явления. Социология в первую очередь рассматривает ценности как связующее звено между поведением личности, социальных групп и общества в целом.
Ценности - это то, в чем человек нуждается и чего у него нет, то что, в избытке мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим.
Капитал, земля, полезные ископаемые,
рабочая сила - основные ценности экономики
любого общества. Экономика и есть
учение о том, как рационально
распоряжаться этими
Социальные ценности - это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности.
Если потребность и интерес - побудительная сила, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Ценности бывают самыми разными - материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными (хлеба и зрелищ).
Для голодного человека хлеб - наивысшая ценность.
В разные периоды развития общества у него преобладают те или иные ценности: отсутствие продуктов в магазинах - ценность: хлеб и мясо; отсутствие товаров народного потребления: обувь и одежда. Высокая преступность: правопорядок, гарантия жизни.
Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность, а не просто индивида в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в качестве наиважнейших. Прежде всего, это этические и религиозные ценности: патриотам, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей.
Ценностей нет у животных и младенцев. Стало быть, они биологически не наследуемы, они приобретаются в обществе - в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. Они выполняют самые разные функции: регулируют социальные отношения и взаимодействия людей; проявляют себя в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества и т.д. Но одной из главных занятий ценностей - служить мотивом поведения. Человек стремиться добывать то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно.
Мотив - внутренний побудитель человека к действию. Выделяют различные виды мотивов:
Итак, в структуре личности в единое целое увязаны потребности, интересы, ценности и мотивы. Становление же личности происходит в процессе социализации.
Исследования западных социологов показали, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.
В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм -влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие в том или ином направлении, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфантилизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация»
Психологическое ощущение собственного бессилия и беспомощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной беспомощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.
Опыт психотерапевтической
работы у нас в стране показал,
что часто ощущение бессилия характеризует
на самом деле не столько личную
и социальную ситуацию человека, сколько
его восприятие этой ситуации. Большинство
людей недооценивают те, пусть
и небольшие, возможности изменения
собственной жизни или ситуации
вокруг них, которые у них реально
имеются. Человек уже сам стремится
избежать жизненных перемен, так
как перемены связаны с неизвестностью,
вынуждают брать
Индивидуально-общественные типы личности.
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
2. У идеалистов, наоборот,
сильно выражены критическое
отношение к традиционным
3. Для фрустированного
типа личности характерны
4. Реалисты сочетают в
себе стремление к
5. Гедонистические материалы ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы личности.
Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе.
Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них - образ человека как совокупность социальных ролей.
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильенко И.В. Что такое личность. - М.: Мысль, 1991.
2. Кравченко С.А. Социология. - М.: Экзамен, 2002.
3. Лавриненко В.Н. Социология. - М.: Юнити, 2002.
4. Назаренко С. В. Социология: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер,2009.
5. Смирнов П.И. Социология личности. Учебное пособие. - СПб, 2001.
Информация о работе Личность и ее взаимодействие с системой общества