Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Содержание

Введение 3
Понятие личности 3
Социализация личности 5
Личность в системе общественных отношений 8
Марксистская теория 8
Ролевая концепция личности 9
Социальная роль личности 10
Социальный статус 11
Вывод 14
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Реферат Личность и общество.docx

— 36.98 Кб (Скачать документ)

Дж. Морено описывал следующие типы ролей: 1) психосоматические  роли, в которых поведение связано  с основными биологическими потребностями, а их проигрывание носит бессознательный  характер; 2) психодраматические роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения; 3) социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.д.).

 

Социальная роль личности

 

Социальная  роль — это набор функций, более  или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается  от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек  исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного  участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и  множество ситуационных ролей. Войдя  в автобус, мы становимся пассажирами  и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная  роль не является жесткой моделью  поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности, а их успешная реализация — залог человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, в жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что же касается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальный  статус

 

Социальным  статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с  определенными правами и обязанностями.

Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо  он определяет права, привилегии, обязанности  человека в отношении других. Обладание  статусом позволяет человеку ожидать  и требовать определенного отношения  со стороны других людей. Даже в самых  развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции.

Каждого человека можно охарактеризовать статусным  набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще  одно понятие, тесно связанное с  первым. Ролевой набор — это  совокупность ролей, ассоциируемых  с одним статусом.

Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение  в обществе. Главным выступает  тот статус, который определяет стиль  жизни, круг общения, манеру одеваться  и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность). Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны.

В примитивных  обществах статусы чаще всего  являются предписанными, а в современных  индустриальных — достигаемыми.

Дж. Ленски предложил понятие «противоречивость статуса» наряду с термином «статусная кристаллизация», обозначающим согласованность различных статусов индивида. По его классификации, существует четыре важных статуса; доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность. Считается, что противоречие одного статуса другому способствует возникновению у индивидов чувства неудовлетворенности.

В процессе достижения определенного статуса  и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что он одновременно играет несколько  ролей. Такая ситуация предъявляет  ему противоречивые требования. Например работающим женщинам приходится удовлетворять одновременно ролевые ожидания в качестве работника, жены и матери. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Во-вторых, человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя придерживаются кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают свои требования. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли. Например, мастер может находиться под воздействием противоречащих друг другу ожиданий рабочих и менеджеров.

Американский  исследователь И. Гофман предложил  понятие «ролевая дистанция». Это  понятие отражает различия между  ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли. Нет двух людей, играющих одинаково одну роль — не все солдаты храбры, не все  студенты старательно учатся, не все  родители любят своих детей и  т.д. Гофман ввел в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актер. Первый означает человека, который  не осознает, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актер ясно понимает, что он играет роль, и не идентичен ей.

Ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обязанностей или с  недееспособностью человека. Она  является самостоятельным способом поведения в определенной другими  людьми ситуации или с учетом требований конкретных обстоятельств.

Резюмируя вклад ролевой теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Способность личности к трансформации  зависит к тому же от некоторых  генетически заложенных черт.

 

Современная жизнь разнообразна, люди вращаются  в разных кругах, где действуют  специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество  ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

Вывод

 

Личность  и общество взаимно обусловливают  друг друга. Между структурой социального  мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Взаимоотношения личности с обществом — это  основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той  или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его  жизни в данном обществе, а также  от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая  жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие  формы социальной деятельности и  таким образом удовлетворять  свои потребности и реализовать  свои интересы.

Основной  способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с  интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило  жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических  и идеологических установках его  деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его  личностей.

Никакая личность развиваться и творить  вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий  ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими  возможностями. Ее социальные права  и свободы также определяются обществом и реализуются в  нем, защищаются государством.

Не будет  счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором  он живет. Значит нужно делать все  для оздоровления общества и его  возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении  общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, в данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда  следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное  отношение ко всему, что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

 

 

Список литературы

 

  1. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с.
  2. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
  3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с. 
  4. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. – М.: Издательство «Проспект», 2011. – 384 с.
  5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

1 Фролов С.С. Общая социология. Учебник. - М.: Издательство «Проспект», 2011. - 204 с.

 


Информация о работе Личность и общество