Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Понятие личности………………………………………………………………...…..4
2. Понятие общества…………………………………………………………………….6
3.Взаимодействие личности и общества………………………………………………8
Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 37.46 Кб (Скачать документ)

Углубление противоречия между личностью и обществом  — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в  себе еще большие возможности  нарастания социальных взрывов и  катастроф.

Поиск путей защиты жизненных  сил человека, его чести и достоинства  — одна из кардинальных проблем, которая  стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят  темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять  ее человеческое достоинство. Но еще  больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного —  права на жизнь.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных  методов?

Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и  социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием  функций и ролей, целостность  которых во многом определяет структуру  личности. В обществе личность зависит  от других индивидов, от социального  пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно  подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она  не только впитывает в себя нормы  и ценности социального окружения  в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной  форме в зависимости от наличного  творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая  свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в  установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Из понятия личности выпадают такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты  человека, его природные задатки  и врожденные свойства, на основе которых  формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые  при оптимальном саморазвитии и  являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий  социального пространства, которые  не только не снижаются в современном  мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем  являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что чем выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, - предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального  устройства перевернута. Нередко, образно  говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять  автобусом, а те, которые могли  бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто  оказываются не у дел.

Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать  свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое.

Каждый человек реализует  то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии  не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого  общения, которое является все более  богатым и универсальным в  условиях информационной цивилизации.

Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

 

Заключение

Возможно, каждый ученый понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность - это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер, свои принципы и т.д.

Хотелось бы привести несколько  примеров высказываний различных ученных  о личности.

Епископ Августин Блаженный (354 - 430), оказавший сильное внимание на средневековую философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа «Исповедь» - исследование самосознания личности, её психологических  состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет  и до утверждения человека как  христианина. Ему претит всякое насилие  над личностью: о насилия в  школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что  субъективно человек действует  свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно  вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я - это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже «закрывается» от негоЗаслушивают внимания социально-философские воззрения Фомы Аквинского, которого считают создателем католической теологии и систематизатором схоластики. Он утверждал, что личность - это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу. Важная часть творчества А.И. Герцена - тема личности. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном «деянии», в котором человек достигает своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и «вершина исторического мира». Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

В центре социально-философской  концепции Михайловского находится  идея личности, развитие и целостность  которой является мерилом, целью  и идеалом исторического прогресса. Для него личность является «мерой всех вещей», поэтому отчуждение личности превращающее её в придаток общества необходимо должно быть преодолены.

Леонтьев К. Н. Выступает  за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упрощении, пишет он, не рождаются  гении и оригинальные мыслители. В. В. Крылов: «Общественному процессу не свойственна геометрически-линейная детерминистская скука именно потому, что его многовариантность имеет своим источником и множественность самих отдельных общественных связей, и множественность индивидов, в которых они субъективируются в виде личности. Самое большее, что обусловливает этот примат объективного бытия общественных отношений над своим субъективным существованием, так это большую или меньшую типологическую схожесть отдельных групп людей в зависимости от одинакового для них всех комплекса их же собственных общественных связей (формационный тип общества), места в этой системе отношений (социальная группа, класс), профессии, возраста, пола и т.п. Если в прошлом многовариантность развития человечества, разбитого на отдельные изолированные общества, которые сами, в свою очередь, делились на классы, сословия и т.п., имела своим источником локально-естественные особенности, то уже сейчас, а еще более в будущем, когда все человечество будет единым общественным организмом с одинаковыми для всех людей возможностями удовлетворения всех своих материальных и духовных целей и потребностей, именно величайшее усложнение самой системы общественных, связей явится основным источником неповторимости каждой личности».

Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый ученый старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.

По этому поводу возникает  множество споров, разногласий, но ни один ученный не предает то, во что он верит.

 

Список использованной литературы.

  1. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005.
  2. Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005.– (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
  3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. с.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко - 2-е издание - Москва:, Юрист'ъ, 1998 г.

 


Информация о работе Личность и общество