Личность: сущность и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 00:30, реферат

Описание

Широкой и сквозной проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и её взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в социальной структурe общества как её основной, базовый, изначальный элемент, без которого нет и не может быть ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

Работа состоит из  1 файл

личность.DOC

— 71.00 Кб (Скачать документ)

    Социализация  - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определённую систему знаний и норм, накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества.

    В сущности, социализация процесс превращения  родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его  в полноправную человеческую личность, обладающую как своими индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических социально значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные, психобиологические задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека.

    Социализация - длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но получает и изменяет свой социальный статус и социальные роли. Всё это связано, с одной стороны, с постоянным изменением, развитием всего общества, его структур, ценностей и норм, целей и задач; а с другой, - с изменениями на протяжении всей жизни самого человека, его возраста, уровня образования, потребностей и интересов, видов трудовой деятельности занимаемых должностей и т.д.

    Социализацияначинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

  • Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  • Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
  • Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".
  • Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

    Вторичная социализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности, часто её называют ресоциализацией. Особенно резко ресоциализация проявляется тогда, когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию. Но чаще всего ресоциализация связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии.

    В современной социологии получило широкое выделение типов личности в зависимости от ценностных ориентаций.

    Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельности у данного типа личности весьма низкая.

    У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

    Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

    Реалисты  сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и контролем.

    Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удоволъствий «здесь и сейчас» и эта погоня за «наслаждениями жизни» риобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний

Информация о работе Личность: сущность и проблемы