Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:48, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – изучение понятия личности и присущих ему характеристик в социологии.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- ознакомиться с социологическим подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в социологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной социологии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..3
Глава 1. Личность в социологии ……………………………4
Глава 2. Основные теории личности ……………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...8
Список литературы …………………………………………10
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы связана с изучением понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для социологической науки, формируют в каждой из них определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанная наука, хотя и использует во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретирует ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий.
Цель настоящей курсовой работы – изучение понятия личности и присущих ему характеристик в социологии.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
-
ознакомиться с
Глава 1. Личность в социологии
На
социологическое понятие
Для определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.
Человек в социологии употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род.
Индивид, это значимое понятие как уже было показано выше и для психологии, и для социологии. Однако индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества.
В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как в социологии, так и в психологии во многом похожи.
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.
Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в социологии: к ним относятся:
-
степень осознанности
-
содержание и характер
-
степенью целостности
В целом если свести, насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как:
-
системное качество индивида, определяемое
его включенностью в
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личность
является тем механизмом, который
позволяет интегрировать свое «Я»
и собственную
Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
-
биологические, генетические
-
наличие социальной среды,
Глава 2. Основные теории личности
Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:
1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.
2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.
3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.
Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.
4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.
Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь в соответствии с поставленными нами целями и задачами подведем общие выводы.
Личность – это основополагающее понятие для многих наук, в том числе и для социологии.
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Если свести, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Основные подходы к изучению личности можно свести к социально-психологическому и функциональному подходу. В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов.
В
социологии “личность” – это то,
что делает людей похожими друг на друга.
Социологи берут в расчет, прежде всего
социальные качества, которые формируются
у людей в процессе общения, в какой-то
степени, отталкивая все остальное.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М.: Энциклопедия,1999. – 450 с.
2. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2007. – 349 с.
3. Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. - 248 с.
4. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. - М.: Общество, 2005. – 318 с.
Информация о работе Личность в социологии. Основные теории личности