Личность в социологии. Структура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:12, контрольная работа

Описание

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

Работа состоит из  1 файл

социология(доработать).doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

 МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ухтинский  государственный технический университет»

(ФГБОУ  ВПО   «УГТУ»)

филиал Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске

(УФ  УГТУ)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по  дисциплине Социология

 

тема Личность в социологии. Структура личности.

 

студента  3 курса ,         специальность    ЭТК           (группа)    ЭТК -_10_______

 

шифр зач. кн.  103217

 

Ф.И.О.      Алхимовой Екатерины Александровны 

 

Телефон  89125516975

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Усинск, 2013

 

Содержание:

 

 

Введение

В повседневном и научном  языке очень часто встречаются  термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с  которым ребенок взаимодействует. 
Представления о личности в социологии

 

 Личность – одно  из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в  «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий  мир так отличается от остального  природного мира и почему остаётся человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчёт прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (то есть они отмечают в людях социально типическое).

 Таким образом,  можно сказать, что как правило,  в цепочке человек – личность  – индивид отражено своеобразное  разделение труда философа, социолога  и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное. Философы рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже Кант и Гегель, а в XIX – XX веках датский философ Сирен Кьеркегор русские мыслители Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский, Сергей Булганов и американец Питер Дукер. Проблема вечного и временного в человеке решалась в одном случае в рамках экзистеционализма, а в другом – религиозной философии. Представители обоих направлений рассматривали человеческое существование (по-французски «экзистенцию») в двух перпендикулярных гиперплоскотях – в вечности и во времени. Человек в вечности – носитель вечных ценностей. Человек во времени –всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени – это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехом и терпим поражение. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существо социальные. Все мы частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом – в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

 Наше существование  – всегда напряжение между  временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

 

Потребности, мотивации личности

 

 Теория психоанализа  З. Фрейда. Психоанализ – первая  современная система психологии, предметом которой является не  какой-то отдельно взятый аспект  проблемы человека, а человека  как целостная личность. В начале  исследований Фрейда интересовали главным образом невротические симптомы, Но чем дальше продвигался психоанализ, тем более очевидным становилось, что полное понимание симптомов невроза возможно только при понимании типа характера человека. Теперь уже не отдельные симптомы, а сам невротический характер стал предметом психоанализа и психоаналитической терапии.

 Психический детерминизм. Фрейд  полагал, что душевная жизнь  - это «последовательный непрерывный процесс». Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным или бессознательным намерением в определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находить скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.

 В душевной жизни  Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. «Определённые нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными, - писал Фрейд, - оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию». Бессознательное и предсознательное отделены от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой». «Цензура» выполняет две функции:

 

1) вытесняет в область бессознательного  неприемлемые и осуждаемые личностью  собственные чувства, мысли и  понятия;

 

2) оказывает сопротивление активному  бессознательному, стремящемуся проявиться  в сознании.

 

 К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой. То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

 Предсознание - та  часть бессознательного, которая  может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Одним из создателей теорий «социальной мобильности» и «социальной стратификации» был Сорокин. Согласно первой, в высоко развитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, тоесть передвижение индивидуов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытое, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры. Что касается теории социальной стратификации, то она рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, как это делают марксисты, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в состоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества. Легко догадаться, что как теория социальной стратификации, так и теория социальной мобильности, по существу, противостоят марксистскому пониманию процессов, происходящих в современном обществе, а посему и яростно отвергаются догматизированным историческим материализмом. Не менее яростно его адептами до последнего времени отвергалась и сформулированная П. Сорокиным в 60-х гг. известная теория конвергенции между капитализмом и социализмом, в результате которой должно появиться новое, более совершенное общество. П.А. Сорокин принадлежал к той достаточно редкой породе мыслителей и ученых нашего века, которые объективно, без политико-идеологических и национальных пристрастий, опираясь на конкретные социологические и культурные критерии, осмысливали путь человечества к лучшему будущему.

 Все многообразие  созданных в зарубежном менеджменте  теорий мотивации можно подразделить на две большие группы — содержательные и процессуальные. В содержательных теориях главным считается вычленение иерархической структуры потребностей, а в процессуальных основное внимание уделяется механизмам переработки внешних сигналов в решения. В основе этого класса теорий лежит понятие целесообразности, при котором человек сравнивает поставленные цели (ожидаемые результаты) с имеющимися в наличие средствами (пути достижения цели) и делает определенные выводы о том, стоит ему браться за это дело или оно не приведет к успеху. Именно к ним принадлежит теория Врума.

 По мнению автора, исследование мотивации становится  необходимым при изучении таких  проблем, как выбор сферы профессиональной  занятости, трудовая мобильность, удовлетворённость трудом, обеспечение высокого уровня производительности. В основу своей теории он положил понятие выбора. Коренное отличие его концепции, как и вообще теорий такого класса, выражается в том, что поведение человека не детерминируется раз и навсегда жесткой схемой существующих у него потребностей. Индивид может выбирать стратегию поведения среди множества альтернативных вариантов. Вот почему феномен выбора играет решающую роль. Человек выбирает тот образ действий, который сулит ему наилучшие результаты. Мотивированное поведение рационально в том смысле, что человек находит наилучшие средства для реализации собственных целей. Большинство действий человека представляют собой сознательно сделанные выборы. На этой посылке строятся все процессуальные теории мотивации, в том числе и теория ожиданий В. Врума.

 Суть теории мотивации  Врума в том, что он показал  не саму машину или её структуру, но процесс, приводящий машину в действии, то, как в конкретной жизненной ситуации человек принимает решение, влияющие на последующее поведение. Если человек действует рационально, то он рассчитывает, что определённые действия приведут к определённым результатам. Это не означает, что цель будет непременно достигнута или что индивиды рассмотрели все альтернативы и знают весь спектр возможных последствий. Понимания цели, или предпочтительного результата, недостаточно для объяснения действия. Для того чтобы предсказать поведение индивида, мы должны знать не только его предпочтения или мотивы, но и его убеждения относительно наилучшего пути их достижения .

 Существует более  раняя теория. Ее сторонники, в  том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии  является поведение, а не сознание  человека. В основе же поведения  лежат потребности человека, которые  можно разделить на пять групп:

 

  • физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

 

  • потребности в безопасности и уверенности в будущем,броня от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

 

  • социальные потребности, необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство "локтя" и поддержка;

 

  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

 

  • потребность самовыражения, то есть потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

 

Первые две группы потребностей первичные, а следующие  три - вторичные.

 Согласно теории  А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения содержится в том, что приоритетны для человека потребности более невысоких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала невысоких уровней, а потом, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели социальной адаптации личности.

 

 Если личность разделяет  цели данной культуры и общества  и стремится осуществить их  легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую) модель адаптации. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»).

 Ритуализм, как  другая отклоняющая форма личностной  адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего общества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведёт себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции. Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

Информация о работе Личность в социологии. Структура личности