Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:18, контрольная работа
Социология исследует личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений, концентрируя свое внимание на личности как источнике социальной жизни, единственном реальном носителе и деятеле, как неразделимом элементе социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов, общностей. Для нее важно выяснить, при каких условиях человек становится или, наоборот, не становится подлинным субъектом социальных отношений, что здесь зависит от самого человека, а что от общества.
Введение…………………………………..стр. 2
Личность………………………………….. стр. 3
Социализация…………………………….стр. 4
Структура личности……………………..стр.11
Соц. статусы и роли личности………...стр.12
Заключение………………………………..стр.14
Используемая литература……………..стр.15
Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли".
Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок).
Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру
Джордж Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.
В ходе подобного
процесса индивид, проходя последовательно
все стадии вхождения в другие
роли, развивает способность видеть
свое собственное поведение во взаимосвязи
с другими индивидами и ощущать
на себе их реакции. Через осознание
других ролей, а также чувств и
ценностей других в сознании личности
формируется "обобщенный другой".
Он является грубым сравнением со стандартами
и ценностями общества. Повторяя принимаемую
роль "обобщенного другого", индивид
формирует свою концепцию "Я".
Недостаточная способность
Американский ученый-социолог А. Галлер в дополнение к теории Джорджа Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается, и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого".
Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, - это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах "обобщенного другого". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.
Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.
Психоаналитики утверждают, что определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известны, например, случаи травматического значения маленького эпизода, когда у девочки в 5 лет чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
Структура личности.
Структура личности представляет особый интерес. К числу важнейших компонентов в структуре личности относятся: сознание, культура, деятельность, а также социальные статусы и социальные роли. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Сознание – это способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно–историческому существу.
Сознание позволяет индивиду
накапливать знание, опыт, усваивать
социальные нормы, ценности. Стандарты
поведения, т.е. все, что
Сознание формируется в
Культура (в социологии) – это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах и т.д.) Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений. При этом каждое последующее поколение как бы стоит на плечах предшественников, т.е. опирается на уже созданную культуру, а не начинает свое развитие с «чистого листа», как это происходит у животных.
Культура личности
Деятельность – это способ и условия существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру. Суть деятельности заключается в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Она обладает такими чертами как осознанность, продуктивность, общественный характер.
Животные для поддержания
Социальные статусы и роли личности.
Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там, на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.
Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус – структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект. По поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противоречат друг другу. Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль. Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Если статус – это позиция в обществе, то роль – модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль – это динамическая характеристика статуса.
Социальный статус – это общее положение личности в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в тоже время обязывает врача исполнять свои функции и роли исполнять надлежащим образом.
Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, мужчина или женщина и т.д.) и приобретенными или достигнутыми (учитель, прокурор, жена и т.д.)
Статусы, которыми обладает
Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.
В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».
Люди
не могут вести себя так, как им
заблагорассудится. Они подчиняются
тому, что все считают правильным
для данной роли. В значительной
мере поведение ученика
Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.