Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:11, реферат
История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками. Пожалуй, трудно найти другой научный термин, понимание которого так зависело бы от знания его истории. Ведь его методологическая универсальность, применимость к изучению самых разнообразных социальных процессов, множество контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях он каждый раз приобретал новое звучание и даже порой совершенно новый смысл.
общества, но по манере творчества близкие аутсайдерам. Это дети, примитивы
и наивы. Всех вместе мы и можем назвать художниками-маргиналами, закрепляя
за ними главный и решающий признак творчество вне эстетических и
художественных норм.
В
искусстве известен маргинальный по всем признакам опыт В. Ван Гога писать
картины, не прибегая к кисти и палитре - основному инструментарию,
обеспечивающему образную выразительность, почерк, манеру и индивидуальность
художника, хотя на самом деле это не было продиктовано стремлением Ван Гога
быть маргиналом в искусстве. Работая над этюдом на plein-air-e и желая
сэкономить время, день клонился к закату и природные цвета гасли, художник
выдавливал краски на холст прямо из тюбика. Таким образом, он выполнил
несколько своих работ, теперь ставших классикой раннего модернизма.
Еще выразительнее популярная сегодня тема смерти субъекта в
изобразительном искусстве была заявлена в начале XX века при изобретении
коллажа. Поместить на холсте инородный искусству объект: фрагмент газеты,
игральную карту, коробку от папирос, что делали в своих коллажных опытах П.
Пикассо и Ж. Брак, было в то время настоящим вызовом эстетике и
искусствознанию. Это опрокидывало все сложившиеся представления о
художественном произведении, творческом субъекте, профессионализме в
искусстве и было маргинальным по духу явлением. Но прошло время, и появился
поп-арт, придавший объектному искусству статус культурной и художественной
нормы.
В музыке симфонический
примерно равным сочетанием звука и паузы (молчания). Так считал Э. Денисов,
композитор, необычайно чуткий к живописи. К сказанному он добавлял, что у
других, еще более радикальных музыкальных авангардистов, чем он сам
(например, у Дж. Кейджа), звук занимает еще меньше места в сравнении с
паузой. Мы видим, что и здесь, в музыкальном образе без звука, столько же
маргинального, ставшего художественной нормой, сколько в живописном
произведении, выполненном без кисти и палитры, или в практике коллажного
искусства.
Просто и остроумно решал
понять, как работают дети и душевнобольные, художник иногда перекладывал
кисть или карандаш из правой "обученной" руки в неиспорченную навыком
левую,
автоматически становясь
Несколько другими гранями повернуты в сторону маргинальности выдающиеся
русские художники М.Врубель и М.Шагал. Известно, что Врубель страдал
душевной болезнью, но никто до сих пор не изучал, насколько менялось
творчество художника в процессе болезни. Если можно так выразиться,
"завуалированная маргинальность" Врубеля состоит, видимо, в недописанных
фрагментах некоторых его картин, встречающемся упрощении живописного языка
отдельных его произведений. Марк Шагал, напротив, в здравом уме и трезвом
рассудке сознательно спускался с высот ученого профессионального творчества
на уровень безыскусной наивности и простоты выражения в своих картинах.
Окунувшись в наивность, он оказывался причастным к маргинальности как
одному из наиболее интересных альтернативных направлений современной
художественной культуры.
В 1986 году другой признанный сегодня художник Энди Уорхол выставил в
галерее современного искусства в Милане серийную копию "Тайной Вечери"
Леонардо да Винчи. Картина представляла собой точную живописную версию
знаменитой фрески, но с той разницей, что у Э. Уорхола на одном полотне, в
одной и той же раме располагались два одинаковых изображения Иисуса Христа
и апостолов, один под другим. Результат не заставил себя ждать. Специальным
постановлением Ватиканской католической церкви картина была квалифицирована
как кощунство и надругательство над чувством верующего, которому художник
как бы предлагал молиться сразу двум одинаковым образам. Проклятье церкви
не снято с художника и сегодня.
Настоящей маргинальностью по-русски, с размахом, множеством
взаимоисключающих оценок, съемками ТВ, откликами в газетах и журналах, но,
к счастью, без сквернословия и мордобития прошла презентация акции
"Мавзолей (ритуальная модель)" Ю. Шабельникова и Ю. Фесенко в галерее "Дар"
(30 марта 1998 года).
Собственно активной стороной акции было поедание тела В.И. Ленина,
изготовленного из торта. В пресс-релизе акции говорилось: "Заканчивается XX
век и вместе с ним Ленин, переходящий в разряд универсальных культурных
знаков, которыми оперируют независимо от политической или нравственной
позиции. К Ленину больше неприменим эпитет "выдающийся" (злодей, гений,
политик, учитель и т.д.). Это и составляет основу внутреннего конфликта
большинства из нас на пороге III тысячелетия: самая актуальная на
протяжении нашей жизни фигура окончательно уходит в сферу истории,
искусства и культуры".