Марк Туллий Цицерон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:42, доклад

Описание

Цицерон родился 3 января 106 года до н.э. в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине.В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов

Работа состоит из  1 файл

Марк Туллий Цицерон.docx

— 20.27 Кб (Скачать документ)

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Цицерон родился 3 января 106 года до н.э. в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом  городке Арпине.В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов (стоик Диодот, академик Филон из Лариссы, эпикуреец Федр) и правоведов (Квинт Муций Сцевола). Прекрасное образование и ораторские способности позволили Цицерону уже в 81 — 80 до н.э. выступить в качестве адвоката в суде и выиграть несколько процессов. Хотя угрозы его жизни не существовало, он все же, опасаясь мести Луция Корнелия Суллы и стремясь улучшить свое образование, на 2 года уехал в Грецию и Малую Азию.

В 75 году до н. э. Цицерон был  избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом  зерна в период нехватки хлеба  в Риме. Своей справедливостью  и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

Более широкую известность  Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 году до н. э. — претором.

В 63 году до н. э. Цицерон был  избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

После поражения на выборах 63 года Катилина выдвинул свою кандидатуру  также и на выборы 62 года. Предполагая  и на этот раз провал, он заранее  начал готовить заговор с целью  захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем  заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить  без суда тех заговорщиков (Лентул, Цетег, Статилий, Габиний и Цепарий), которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и  влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Однако в это же время Плутарх пишет:

Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью —  не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца  восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться  и разойтись, не выслушав ещё раз  старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей.

В 60 до н.э., когда три крупнейших политических фигуры Рима — Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс, заключили союз ("первый триумвират"), направленный против сенатской олигархии, Цицерон, пользовавшийся высоким авторитетом у самых разных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию в трибуны злейшего врага Цицерона — Гая Клодия Пульхра, который внес направленный против бывшего консула закон о превышении полномочий. Не дожидаясь утверждения законопроекта, Цицерон отправился в добровольное изгнание, но уже в 58 до н.э. был возвращен Сенатом обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика стояла на грани гражданской войны, первый триумвират оказался непрочным.

 

Когда 12 января 49 до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон  и устремился к Риму, Цицерон, считая что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, уехал к Помпею. Разгром Помпея в битве при Фарсале и его скорая смерть в Египте в 48 до н.э. вынудили Цицерона вернуться обратно в Италию и оставаться в Брундизии в ожидании, пока Цезарь решит его участь. Знаменитому оратору даровали прощение, но его репутация оказалось подмоченной: цезарианцы больше не доверяли ему, помпеянцы — презирали.

 

 Политическое бездействие  и личные неурядицы заставили  Цицерона искать утешения в  философии, и в течение двух  лет он написал свои лучшие  философские и риторические труды.  После убийства Цезаря в марте  44 до н.э. ситуация вновь изменилась, и Цицерон, наблюдая стремительное  восхождение консула Марка Антония,  желавшего занять место единоличного  правителя Рима, вернулся к ораторской  деятельности. С осени 44 до н.э.  по апрель 43 до н.э. он произнес  в Сенате свои знаменитые 14 "Филиппик" (Philippicae лат.) против Марка Антония.

 Но надежды Цицерона  на восстановление республики  не оправдались — былые противники  Марк Антоний, Октавиан и Марк Эмилий Лепид заключили новый союз ("второй триумвират"), и Антоний выговорил себе условие расправиться с врагами. П

Антоний добился того, чтобы  имя Цицерона вошло в проскрипционные  списки «врагов народа», которые  триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке  к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда  Цицерон заметил догоняющих его  убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил  шею под меч центуриона, посланного убить его. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию  и затем помещены на ораторской трибуне  форума.

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных».

Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов.

«Государство есть достояние  народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою  согласием в вопросах права и  общностью интересов.»

Цицерон пишет о смешанном  государственном устройстве как  о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и  демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и  попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую  теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля  Цицерон считал себя.

 

Философский идеал Цицерона—  соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом.

Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля  — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода  от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и  стройности синтаксиса (риторические периоды).

Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка.

Из сочинений Цицерона сохранились 58  политических и судебных речей; 19 трактатов по риторике, политике, философии; а также свыше 800 писем  — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка  и источник сведений об эпохе гражданских  войн в Риме.

 

 


Информация о работе Марк Туллий Цицерон