Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:01, реферат
Дата рождения: 21 апреля 1864
Место рождения: Эрфурт, Пруссия
Дата смерти: 14 июня 1920 (56 лет)
Место смерти: Мюнхен, Германия
Страна: Германская империя
Научная сфера: социология, история, экономика
Знаменитые ученики: Шюц, Гарфинкель
Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
ГОУ высшего профессионального образования
Владивостокский Государственный Медицинский Университет
Кафедра гуманитарных наук
Доклад по социологии
Биография
Дата рождения: 21 апреля 1864
Место рождения: Эрфурт, Пруссия
Дата смерти: 14 июня 1920 (56 лет)
Место смерти: Мюнхен, Германия
Страна: Германская империя
Научная сфера: социология, история, экономика
Знаменитые ученики:
Шюц, Гарфинкель
Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах. Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и ее значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».
Научная деятельность
Вебер внёс существенный
вклад в такие области
В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
аффективное — определяется эмоциями;
традиционное — определяется традицией или привычкой
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.
Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.
Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».
Данные теоретические
постулаты позволяют Веберу интерпретировать
социологию экономики в «
Анализируя эти
формы, Вебер приходит к двум выводам:
идеальный тип капитализма
В социологии власти
Вебер также следует своему методу.
В соответствии с ним выделяется
три типа легитимации власти (господства):
1) рациональный, основанный на вере в законность
существующих порядков и законное право
властвующих на отдачу приказаний; 2) традиционный,
основанный на вере в святость традиций
и право властвовать тех, кто получил власть
в соответствии с этой традицией; 3) харизматический,
основанный на веру в сверхъестественную
святость, героизм или какое-то иное достоинство
властителя и его власти. В этом контексте
формулируется веберовская теория рациональной
бюрократии, связанной с первым типом
власти. В своём анализе демократии Вебер
формулирует наличие двух видов этого
типа правления: «плебесцитной вождистской
демократии» и разнообразные формы «демократии
без вождя», цель которой сведение к минимуму
прямых форм господства человека над человеком
благодаря выработке рациональных форм
представительства, коллегиальности и
разделения властей.