Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:24, контрольная работа
Возникновение марксизма явилось одной из форм нового типа философствования, в том числе по проблематике определения субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек низводился до положения носителя государственных форм “всеобщности”, и субъектом развития выступал не человек, а государство. Маркс и Энгельс увидели разгадку проблемы человека не в нем самом и не в надчеловеческих абстрактно-всеобщих “субстанциях”, а в сфере предметной деятельности человека.
Введение 3
1. Теоретические предпосылки философии марксизма 4
2. Основные положения диалектического и исторического материализма 7
3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса 10
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
Введение 3
1. Теоретические предпосылки философии марксизма 4
2. Основные положения диалектического и исторического материализма 7
3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса 10
Заключение 14
Список литературы 15
Возникновение
марксизма явилось одной из форм
нового типа философствования, в том
числе по проблематике определения
субъекта истории, соотношения абстрактного
и конкретного. К.Маркс уже в
ранних произведениях показал
В классически-чистом виде теория Карла Маркса (но не весь марксизм как всемирное течение, которому уже более полутора столетий) сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Реактуализация необходима и она в значительной степени уже проведена марксистами.
Во-первых, марксизм актуален как классическая методология и теория, остающаяся «работающей» в той мере, в какой не изменились за последние сто с небольшим лет основы общественной жизни человека.
Во-вторых, классическая
марксистская теория позволяет раскрыть
реальное взаимодействие социально-экономических
отношений с материально-
Социально-экономические
и классово-политические предпосылки
формирования философии марксизма
заключены в особенностях развития
Европы первой половины XIX в. Несоответствие
производственных отношений капитализма
характеру производительных сил
проявилось в экономическом кризисе
1825 г. Сильное противоречие между
трудом и капиталом обнаружилось
в выступлениях рабочего класса: в
восстаниях французских рабочих
в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей
в Германии (1844 г.), в развертывании
чартистского движения в Англии (30-40-е
годы XIX в.). Возникла потребность в
теории, способной вскрыть сущность,
перспективу социального
Марксистская концепция общества и социальных
отношений, создававшаяся в результате
осмысления уроков социально-политических
движений, складывалась во взаимосвязи
с формированием нового мировоззрения.
Становление же такого мировоззрения
требовало постановки задач по переработке
всего ценного, что было в научной мысли
той эпохи.1
В истории
экономической мысли марксизм как
образец политической экономии занимает
заслуженное место. Марксизм появился
в 40-е годы XIX в., когда капитализм
уже сложился как система социально-
Марксизм возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Марксизм питали немецкая философия Гегеля, классическая политэкономия Смита и Риккардо, учение французских социалистов-утопистов. В результате марксизм стал ценным научным знанием классовой политэкономии.2
Предпосылки формирования марксистской философии:
1. Естественно-научные:
К данным предпосылкам относится ряд открытий, начиная с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления диалектики природы явились:
- открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными являются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.);
- создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время казались очень близкими к клеткам);
- формирование эволюционной концепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она показывала связь органических видов и их восходящее развитие на основе противоречий.
2. Общественно-научные, теоретические:
К данным предпосылкам относятся:
- классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье),
- французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О. Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.
3. Философские предпосылки:
К данным предпосылкам можно отнести:
- французский материализм второй половины XVIII в.
- немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).3
Диалектический материализм (DIALECTICAL MATERIALISM) Материализм отвергает идеалистические объяснения социальных и других феноменов и утверждает, что все феномены материальны. Понятие же «диалектический» выражает тот взгляд, согласно которому развитие связано со столкновением противоречий и появлением в результате этого столкновения нового синтеза более высокого порядка. Диалектический процесс предполагает три момента: тезис, антитезис и синтез. К. Маркс использовал эту идею в целях объяснения социальных и исторических событий, а Энгельс расширил сферу диалектического анализа настолько, что превратил диалектический материализм в общий закон развития и применял его в равной степени к социальной, природной и интеллектуальной сферам. Он полагал, что реальный мир, будь то общество или природа, развивается в соответствии с диалектической последовательностью противоречия и синтеза, и что диалектическая логика является средством постижения этого развития.4
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе общественно-экномической формации лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию).
К.Маркс выделяет пять общественно - экономических формаций:
- первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве;
- феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян;
- капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих;
коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».5
Философия Людвига
Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим
этапом немецкой классической философии,
видными представителями
Главное направление
философии Фейербаха – критика
немецкого классического
Материализм
как направление философии
Философия Людвига
Фейербаха стала первым случаем
глубоко последовательного
- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
- большой интерес к социально-политическим вопросам;
-убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
- отвергает идею тождества бытия и мышления;
- не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
- логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
- не признает единства философии и религии;
- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек является частью природы;
- человек есть единство материального и духовного;
- человек должен стать главным интересом философии;
- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические
взгляды Фейербаха были обусловлены
его антропологической
- человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;