Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание

Возникновение марксизма явилось одной из форм нового типа философствования, в том числе по проблематике определения субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек низводился до положения носителя государственных форм “всеобщности”, и субъектом развития выступал не человек, а государство. Маркс и Энгельс увидели разгадку проблемы человека не в нем самом и не в надчеловеческих абстрактно-всеобщих “субстанциях”, а в сфере предметной деятельности человека.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки философии марксизма 4
2. Основные положения диалектического и исторического материализма 7
3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса 10
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Марксистскаяфилософия.docx

— 31.37 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Теоретические предпосылки философии марксизма 4

2. Основные положения диалектического и исторического материализма 7

3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса 10

Заключение 14

Список литературы 15

 

 

 

 

Введение

Возникновение марксизма явилось одной из форм нового типа философствования, в том  числе по проблематике определения  субъекта истории, соотношения абстрактного и конкретного. К.Маркс уже в  ранних произведениях показал логическую несостоятельность попыток Гегеля вывести конкретное (человека) из абстрактного (мирового духа), в результате чего человек  низводился до положения носителя государственных  форм “всеобщности”, и субъектом  развития выступал не человек, а государство. Маркс и Энгельс увидели разгадку проблемы человека не в нем самом  и не в надчеловеческих абстрактно-всеобщих “субстанциях”, а в сфере предметной деятельности человека. Созданный руками человека мир предметов (“вторая  природа”) – это не просто совокупность вещей, предназначенных для потребления, но единственно наглядный способ проявления сущности человека, раскрытая  книга человеческих сущностных сил.

В классически-чистом виде теория Карла Маркса (но не весь марксизм как всемирное течение, которому уже более полутора столетий) сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Реактуализация необходима и она  в значительной степени уже проведена  марксистами.

Во-первых, марксизм актуален как классическая методология  и теория, остающаяся «работающей» в той мере, в какой не изменились за последние сто с небольшим  лет основы общественной жизни человека.

Во-вторых, классическая марксистская теория позволяет раскрыть реальное взаимодействие социально-экономических  отношений с материально-техническими основами экономики и социо-культурной жизнью, активностью Человека.

 

1. Теоретические предпосылки философии марксизма

 

Социально-экономические  и классово-политические предпосылки  формирования философии марксизма  заключены в особенностях развития Европы первой половины XIX в. Несоответствие производственных отношений капитализма  характеру производительных сил  проявилось в экономическом кризисе 1825 г. Сильное противоречие между  трудом и капиталом обнаружилось в выступлениях рабочего класса: в  восстаниях французских рабочих  в Лионе (1831 и 1834 гг.), силезских ткачей в Германии (1844 г.), в развертывании  чартистского движения в Англии (30-40-е  годы XIX в.). Возникла потребность в  теории, способной вскрыть сущность, перспективу социального развития, служить средством построения общества, свободного от капиталистической эксплуатации, средством преобразования социальных структур. Требовалось научное обобщение  опыта классовой борьбы пролетариата, разработка его стратегии и тактики. 
Марксистская концепция общества и социальных отношений, создававшаяся в результате осмысления уроков социально-политических движений, складывалась во взаимосвязи с формированием нового мировоззрения. Становление же такого мировоззрения требовало постановки задач по переработке всего ценного, что было в научной мысли той эпохи.1

В истории  экономической мысли марксизм как  образец политической экономии занимает заслуженное место. Марксизм появился в 40-е годы XIX в., когда капитализм уже сложился как система социально-экономических  отношений с развитием промышленности, формированием классов; когда обнажились как плюсы, так и минусы рыночного  хозяйства.

Марксизм  возник не на голом месте, он развивался и утверждался, опираясь на достижения науки. Марксизм питали немецкая философия  Гегеля, классическая политэкономия  Смита и Риккардо, учение французских  социалистов-утопистов. В результате марксизм стал ценным научным знанием классовой политэкономии.2

 

Предпосылки формирования марксистской философии:

1. Естественно-научные:

К данным предпосылкам относится ряд открытий, начиная  с космогонической теории И. Канта 1755 г. Наиболее важными для выявления  диалектики природы явились:

- открытие закона сохранения и превращения энергии (оказалось, что не оторванными друг от друга, а взаимосвязанными являются механическое и тепловое движение, тепловое и химическое и т.п.);

- создание клеточной теории, раскрывшей связи между всеми органическими системами и намечавшей связь с неорганическими образованиями (размножение кристаллов и их устройство в то время казались очень близкими к клеткам);

- формирование эволюционной концепции органического мира Ж.-Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина; она показывала связь органических видов и их восходящее развитие на основе противоречий.

2. Общественно-научные,  теоретические:

К данным предпосылкам относятся:

- классическая английская политэкономия (учения А. Смита и Д. Рикардо), французский утопический социализм (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье),

- французская история периода Реставрации (Ф.П.Г. Гизо, Ж.Н.О. Тьерри и др.); в трудах последних впервые было дано представление о классах и классовой борьбе в обществе.

3. Философские  предпосылки:

К данным предпосылкам можно отнести:

- французский материализм второй половины XVIII в.

- немецкая классическая философия в лице диалектика Гегеля (1770-1831) и антропологического материалиста Л. Фейербаха (1804-1872).3

 

2. Основные положения диалектического и исторического материализма

 

Диалектический материализм (DIALECTICAL MATERIALISM) Материализм отвергает идеалистические объяснения социальных и других феноменов и утверждает, что все феномены материальны. Понятие же «диалектический» выражает тот взгляд, согласно которому развитие связано со столкновением противоречий и появлением в результате этого столкновения нового синтеза более высокого порядка. Диалектический процесс предполагает три момента: тезис, антитезис и синтез. К. Маркс использовал эту идею в целях объяснения социальных и исторических событий, а Энгельс расширил сферу диалектического анализа настолько, что превратил диалектический материализм  в общий закон развития и применял его в равной степени к социальной, природной и интеллектуальной сферам. Он полагал, что реальный мир, будь то общество или природа, развивается в соответствии с диалектической последовательностью противоречия и синтеза, и что диалектическая логика  является средством постижения этого развития.4

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе общественно-экномической формации лежит определенный уровень производительных сил (средства производства + люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию).

К.Маркс выделяет пять общественно - экономических формаций:

- первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве;

- феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян;

- капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих;

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном  труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

 

К.Маркс, продолжая  традицию социального утопизма, верил  в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной  собственности и эксплуатации человеком  человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению  с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного  на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».5

 

3. Различие между материализмом Л.Фейербаха и материализмом К.Маркса и Ф.Энгельса

 

Философия Людвига  Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим  этапом немецкой классической философии, видными представителями которой  были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи  в немецкой и мировой философии.

Главное направление  философии Фейербаха – критика  немецкого классического идеализма  и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция  – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские  школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени  и отличались непоследовательностью  и противоречиями, находились под  сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими  идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в  частности, деизм).

Философия Людвига  Фейербаха стала первым случаем  глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

- полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

- попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

- материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

- большой интерес к социально-политическим вопросам;

-убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха  стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:

- отвергает идею тождества бытия и мышления;

- не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

- логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

- не признает единства философии и религии;

- отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям  науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

- единственно существующими реальностями являются природа и человек;

- человек является частью природы;

- человек есть единство материального и духовного;

- человек должен стать главным интересом философии;

- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).

Фейербах  был оппонентом И. Канта, который  выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости  внутренней сущности вещей и явления  окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир  познаваем, а познавательные возможности  разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает  не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе  их бесконечности) философ выразил  словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых  лежит объективная реальность и  которые осознаются разумом. Таким  образом, гносеология Фейербаха  базируется на материалистических принципах  при соединении и уравнении эмпирического  и рационального подходов.

Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены  его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

- человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

- полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;

- основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;

- данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;

- необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;

Информация о работе Марксистская философия