Масштабы и социальные последствия наркомании в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание

За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков среди детей и молодежи, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..….3-5
Глава 1. Масштабы и социальные последствия наркомании в России ……… 6
1.1 Исторический аспект наркомании…………………………………..……6-10
1.1 Наркомания как социальная проблема ……………………………………………….10-16
Глава II. Группы, подверженные наркомании (психологические и социальные
характеристики).....................................................................................................17
2.1 Ситуация с молодёжной наркозависимостью в Российской Федерации..........................................................................................................17-20
2.2.Молодёжь как особая социально – психологическая группа …....……20-23
2.3. Особенности наркомании в детском возрасте ………………………...23-27
Заключение …………………………………………………………...………37-38
Список источников и литературы ………………….………………………………………………………….…..39-42

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

Многие свои представления о подходящих ролях и ценностях подростки получают от референтных групп, которые могут состоять из близких людей, которых они видят каждый день, или представлять собой более широкие социальные группы, чьи установки и идеалы подростки разделяют, например, религиозные, этнические группы и т.д. Человек сравнивает себя с референтной группой, широкой или узкой, и принимает или отвергает её ценности.

Подростки должны прийти к соглашению со множеством референтных групп. Группы, появляющиеся в детстве сами собой, например, семья, соседская компания, больше не устраивают их. Отсюда, отношения подростка с семьёй, этнической группой и группой сверстников могут вступать в противоречия.

В основном, именно переоценка ценностей в подростковом возрасте ведёт к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих рискованных затеях. Это может быть и «опасный» секс, употребление наркотиков и другие «смертельные номера». Однако, нужно иметь в виду, что лишь незначительной части тинэйджеров свойственно рискованное поведение с деструктивными намерениями.

Когда подростки ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не сознают степень риска своего поведения. Им может не хватать информации – предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания. Многие исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми. Они сосредотачивают внимание, в основном, на преимуществах рискованных форм поведения – возможности вырасти в глазах сверстников или пьянящем чувстве свободы от запретов.[13]

Одна из самых распространённых форм рискованного поведения в отрочестве и юности – употребление психоактивных веществ, включая табакокурение и употребление алкоголя. Из всех разрешённых и запрещённых препаратов, чаще всего употребляют табак и спиртные напитки. Их можно легко и вполне законно приобрести, и они широко используются взрослыми. Фактически, многие подростки считают открытое употребление алкоголя и табака признаком взрослости.

Превращение ребёнка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. У подростков также улучшается умение планировать своё будущее. Средний шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10 – 20 лет вперёд и готовиться к грядущим переменам в жизни.

Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, всё ещё не справились с юношескими проблемами, хотя порой выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к двадцати годам. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьёзные из них – это выбор будущей профессии и спутника жизни.

 

2.3 Особенности наркомании в детском возрасте

 

В нашей стране проблема детской наркомании пока, к счастью, не настолько масштабна, как например в США. Там о ней говорят уже не одно десятилетие, а борьба ведется уже давно на государственном уровне. Например, специальные пособия для родителей с подробными инструкциями по общению с детьми-наркоманами уже давно распространяет Министерство образования США.[14]

Некоторые родители убеждены, что их ребенок стал употреблять наркотики под влиянием сверстников или торговцев наркотиками. Однако сами дети говорят, что увлечение наркотиками – это способ избавиться от скуки, забыть о своих проблемах и расслабиться, повеселиться, удовлетворить свое любопытство, рискнуть, почувствовать себя взрослым, показать свою независимость, продемонстрировать принадлежность к определенной группе и т.д. То есть, дети и подростки часто сами примыкают к новой компании ровесников, чтобы проводить время с выбравшими аналогичный стиль жизни, а не просто подпадают под влияние новых друзей.

Часто можно услышать советы о том, что необходимо контролировать информацию, которую получает ваш ребенок. Увы, на практике сделать это практически нереально. Даже ограничив просмотр телевизора и отказавшись от домашнего интернета, вы не оградите его от негативной информации. Тут действовать нужно иначе.

Взгляды и привычки, которые формируются в этом возрасте у детей, оказывают важное влияние на решения, которые они будут принимать, став старше. В этом возрасте они стремятся узнавать и запоминать правила и хотят услышать ваше мнение о том, что такое хорошо и что такое плохо. Хотя они уже достаточно большие для того, чтобы понимать, что курение - это плохо, они еще не готовы к восприятию сложных фактов об алкоголе, табаке и других наркотиках.

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома. Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным. Поясните, как наркотики мешают работе организма и могут привести к очень плохому самочувствию человека или даже вызвать смерть. Разъясните понятие привыкания - что употребление наркотика может стать вредной привычкой, от которой трудно избавиться. Похвалите ваших детей за хороший уход за своим телом и неупотребление того, что им может повредить.

С детьми 9-10 лет можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики. Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий в жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, как наркотики могут стать причиной этих событий. Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, что любое вещество, принятое в излишнем количестве может быть опасным.

Как правило, дети - идеалисты и любят слушать о том, как они могут улучшить мир. Расскажите своим детям о том, что употребление наркотиков - это не "преступление без жертвы", и добейтесь понимания того влияния, которое оказывает употребление наркотиков на общество. Важно, чтобы родители хвалили и поощряли детей за все то, что они делают хорошо, и за правильные решения, которые они принимают. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.

Биологическая «почва», на которой развивается наркозависимость, может быть существенно различной и меняться силой многих факторов. Возраст – один из них, не менее значимый, чем пол. Известны сугубо возрастные заболевания – расстройства в определённые годы жизни и не возникающие в другие. Течение одной и той же болезни в различные периоды жизнедеятельности приобретает формы, лишь отдалённо сходные. [15]

Главная особенность современной эпидемии наркотизма – снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12 – 15 лет. Таким образом, ранние наркомании – достаточно распространённое явление. Позднее, после 50 лет, начало наркоманий остаётся редким. Обычно это случаи смены формы зависимости, когда бывший алкоголик переходит на приём наркотиков, или случаи полинаркомании, когда бывший алкоголик начинает совмещать спиртные напитки с наркотическими веществами.

В детском возрасте знакомство с наркотиками как правило происходит в группе сверстников. Источником знаний оказываются более старшие, опытные подростки, которые в свою очередь что–то слышали с чужих слов. У детей не возникает сомнений и потребности проверять такие рассказы. Инстинктивная осторожность снимается под давлением группы. «Знания» детей оказываются предельно искажёнными, иногда фантастическими, поэтому риск тяжёлых отравлений со смертельным исходом здесь крайне высок.

Отличие подростковой наркотизации заключается, прежде всего, в мотивах отношения к наркотику. Практически во всех возрастных группах встречаются объяснения типа «угостили» и «любопытство». Но в более зрелой возрастной группе за этими объяснениями скрывается чувственное побуждение, поиск эйфории. А вот у детей и подростков этот мотив крайне нечёток.

Ещё одна особенность детского наркотизма заключается в недоступности дорогостоящих, чистых наркотиков. Это обстоятельство определяет выбор ребенка в пользу тяжелодействующих, злокачественных дешёвых одурманивающих средств, что отражается на течении наркомании и на характере последствий хронической интоксикации. Но в ряду таких средств избираются скорее не те, что дают телесные ощущения (например, циклодол), а галлюциногены. Чем старше дети, тем больше в их группах распространяются транквилизаторы («транки») и снотворные.

У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив. Группа по существу диктует, что и в каком количестве следует принимать. Уклонение от наркотизации, как и уклонение от других требований и правил группы, может жестоко караться. При этом изгнание – не самая большая жестокость, хотя, как правило, тяжело переживается подростком. Из страха, который, конечно, скрывается показной отвагой, подросток может принимать индивидуально непереносимые им препараты, преодолевая, не показывая токсические реакции. В этих случаях последствия злоупотребления бывают ещё более тяжёлыми. Нередко на этом этапе нерегулярной наркотизации оказывается необходимой госпитализация. Известны случаи, когда товарищи, боясь ответственности, бросали умирающего подростка.

Малая роль эйфорического эффекта, служащего первым звеном развития привыкания замедляет становление влечения. Достаточно долго поэтому наркотизация происходит под давлением группы сверстников, как форма времяпровождения.

Ранний подростковый период – время формирования духовных интересов. Токсическая нагрузка в этом возрасте обусловливает развитие духовно обеднённой личности. Искажается период интеллектуального развития, что в последующем проявляется непродуктивностью мышления, невозможностью решения интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях. Искажение развития в 16 - 17 лет, когда формируются индивидуальное самосознание и способность соотносить себя с индивидуальным миром другого человека, когда формируются ролевые возможности, оставляет на последующую жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний, категоричность, что также нарушает социальную адаптацию. Таким образом, злоупотребление подростков нарушает закономерность психического и социального созревания, перехода в последующие возрастные категории. Расстройство механизмов развития психики, механизма усвоения социальной действительности по существу означает обрыв в усвоении опыта предыдущих поколений.

Течение наркоманий у подростков нуждается в специальном изучении. Слабость эйфории, замедляющая становление истинного влечения, злоупотребление по групповым мотивам, отсроченный выбор предпочитаемого вещества, периодическое снижение толерантности, затяжные защитные реакции, абстинентный синдром, не несущий функции восстановления гомеостаза, требуют осмотрительности в оценке скорости развития болезни.

Подведя общий итог, можно сказать, что для наркоманий в детском возрасте характерны: нечёткость симптоматики наркозависимости, признаки, определяемые ситуацией, а не состоянием болезни, размытость границ синдромов и этапов болезни, не позволяющая выделить стадии наркозависимости. Прогноз болезни при прекращении интоксикации хороший. При достаточном контроле ребенок не возвращается к злоупотреблению.


2.4 Направления социальной работы по профилактике наркомании (психологические и социальные характеристики)

 

Профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2 -3 процентов заболевших.[16]

На государственном уровне проблема наркомании разрабатывается в основном в контексте борьбы с незаконным оборотом наркотиков, организации просвещения населения с точки зрения юридической ответственности и медицинского аспекта заболеваний; направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. К сожалению, социальная реклама у нас, в отличие от западных стран, до сих пор в диковинку. Только в последнее время власть и средства массовой информации стали использовать ролики, посвященные антинаркотической пропаганде.

Антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Существующая система наркотической помощи ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания.[17]

Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств.[18]

Информация о работе Масштабы и социальные последствия наркомании в России