С 70-х гг. XX в. утверждается тезис
об исключительном влиянии массовой
коммуникации на массовое сознание. К
этому времени технические возможности
СМИ, прежде всего благодаря телевидению,
резко возросли. СМИ, как вы знаете,
стали называть четвертой властью.
Особенно значительной становится
роль СМИ в условиях современной
глобализации мира. Об их вездесущности
говорит, в частности, такой факт,
описанный в книге социолога Л. Туроу.
Автор с друзьями путешествовал по Саудовской
Аравии. В отдаленной пустынной местности,
за много километров от ближайших дорог
и электрических линий, они заметили палатку
бедуинов, снабженную спутниковой антенной
и генератором тока для приема телепередач.
«Они видели на экране то же, что и мы!»
— восклицает автор. По мнению ряда исследователей,
глобальная система СМИ ведет к нивелированию
культурных различий, утрате культурного
своеобразия народов. СМИ способствует
глобализации, но и сами испытывают ее
влияние. Одним из проявлений этого выступает
создание так называемых глобальных газет,
которые читают в различных уголках планеты.
Их немного, и все они пока выходят на английском
языке — языке общения международного
бизнеса.
Другой стороной процесса
глобализации является рост местной
прессы и малых по тиражу, но
влиятельных для небольших населенных
пунктов изданий. В журнальном
деле растет число специализированных
изданий.
Долгое время довольно
бурно развивалась так называемая
желтая, или бульварная, пресса: появлялись
все новые газеты и журналы
этого направления, росли их
тиражи. В последние годы в
странах Запада наметились обратные
процессы. В Англии по-прежнему
издается несколько традиционных
бульварных газет, но их тиражи
сокращаются. Во Франции практически
нет ежедневных бульварных газет.
На смену этим изданиям идут
развлекательные еженедельники,
«мужские» и «женские» журналы.
В постиндустриальном
обществе, где главным ресурсом
становится качественная и надежная
информация, растет спрос на более
серьезные издания. Их читатели — это
преимущественно «белые воротнички»,
образованные круги общества.
При этом сама серьезная
пресса расширяет круг охватываемых
тем, становится более демократичной.
Из всех средств
массовой информации самым, можно
сказать, массовым является телевидение.
По своей глубине (длительности
времени просмотра передач) и по своей
широте (количеству людей, которые его
смотрят) телевидение превратилось в такую
влиятельную культурную силу, которой
нет аналогов в прошлом. Это очевидно не
только исследователям, постоянно изучающим
телеаудиторию, но понятно и нам с вами
— «рядовым» армии телезрителей. Более
75% россиян в одном из социологических
опросов отвели телевидению решающую
роль в общественном развитии. Есть и такие
данные. Средний американский подросток
смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине
со своим отцом и 20 мин — наедине с матерью.
Много времени проводят перед экраном
телевизора и россияне. Конечно, разные
возрастные и социальные группы населения
неодинаково увлечены телепросмотром.
Помимо подростков, определенную телезависимость
испытывают пожилые люди. Во многом это
объясняется снижением у них возможностей
передвижения и, как следствие, общения.
Направления
массовой культуры сегодня
- Индустрия «детства», преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания людей, внедрение в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе.
- Массовая образовательная школа, тесно коррелирующая с установками субкультуры детства, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире. К историческому и культурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в обществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.
- Средства массовой информации, транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, растолковывающие рядовому человеку смыл происходящих событий, суждений и поступков различных деятелей, т.е. занимающихся практически манипулированием сознанием людей и формирующим общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
- Система национальной и государственной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным и политическим потрясениям.
- Массовые политические движения инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения акции широких слове населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит, мало понимающих смыл предлагаемых им программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.
- Массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (наши – не наши), замещающая анализ сложных многофакторных причинно следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым фантастическим объяснением. Это освобождает людей от собственных размышлений по рациональному объяснению волнующих проблем.
- Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую развлекательную культуру и т.п. где зритель выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую реакцию на происходящее. Массовая художественная культура нередко пользуется приемами эстетизации безобразного, брутального, физиологического, т.е. действует по принципу средневекового карнавала и его «смысловых перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно доступному, а порой и ирония над этой общедоступностью.
- Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправление его телесного имиджа.
- Индустрия интеллектуального досуга, приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству и т.п.
- Система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования, формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида.
- Разного рода игровые комплексы.
- Всевозможные словари справочники, энциклопедии и т.п. т.е. знания компактно и популярно изложенные.