Материя и её атрибуты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

•физическая;
•химическая;
•биологическая;
•социальная;
•механическая.

Работа состоит из  1 файл

фИЛОСОФИЯ.docx

— 25.43 Кб (Скачать документ)

4. Материя и её атрибуты(время,пространство,движение).

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс  выделил пять форм движения материи:

  • физическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная;
  • механическая.

Универсальными  свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость
  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
  • детерминированность всех явлений
  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[3]

  1. в неорганической природе,
    • пространственное перемещение;
    • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
    • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
    • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
    • геологические процессы;
    • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
  2. в живой природе,
    • обмен веществ,
    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
  3. в обществе,
    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;
    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие  формы движения материи исторически  возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном  виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы  движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Материя, как  объективная реальность характеризуется  бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная) Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие - Томск: Изд. Том. ун-та, 2003. - 204 с..

Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство  характеризуется протяженностью и  структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с  другими образованиями.

Время характеризуется  длительностью и последовательностью  существования материальных образований  в их соотношении с другими  материальными образованиями.

Принципиально важным является ответ на вопрос о  том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии  существуют 2 точки зрения.

Первую из них  обычно называют субстанциональной  концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные  сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

Как видим, в  данном случае и пространство, и  время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению  к материальному миру.

Вторую концепцию  пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции  пространство и время -- не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем Иванов Е.М. Материя и субъективность. - Саратов: Издательство СГУ,1998. - 168с

.

Пространство  и время как неразрывно связанные  с материей всеобщие формы ее бытия  обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность.(равноправие всех моментов),, одномерность, необратимость.

Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи -- абсолютно, ее покой -- относителен.

При этом следует  иметь в виду, что в философии  движение понимается как всякое изменение  вещей и процессов.

Обозначив изменение  во времени пространственных характеристик  вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием «перемещение», а  изменчивость их качественной определенности как результат их существования  во времени условным термином «изменение», приходим к следующему выводу.

Движение в  самом широком его понимании  представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов  и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».

Именно такой  смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что матерая не может существовать без движения.

Существенным  дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может  существовать без материального  носителя (вещества или поля). Утверждение будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения.

В неразрывном  единстве материи и движения материя  исходна, а движение - производно. Оно как бы подчинено материи Иванов Е.М. Материя и субъективность. - Саратов: Издательство СГУ,1998. - 168с.

Противоположную материализму позицию занимает энергетизм, выдвинутой немецким ученым В. Оставальдом. В своей теории В. Оставальд пытался свести материю и движение к энергии (отсюда и произошло название теории энергетизма). Как известно, энергия -- это физическая мера движения. В. Оставальд же объявляет энергией все, что существует в мире. Следовательно, и материя, и сознание, и познание -- все это энергия, а следовательно материя и сознание являются производными от энергии и движения. Современная форма энергетизма (неоэнергетизм) связана с попытками доказательства -- процесса превращения материи в энергию на основе известного закона соотношения массы и энергии А. Эйнштейна Е =mс2 (здесь Е -- энергия, m -- масса, с -- скорость света в вакууме). Однако эти попытки оказались несостоятельными, как в физическом, так и в философском отношении.

С физической точки  зрения эта формула отражает пропорциональность взаимосвязи массы вещества и  энергии ее межатомных связей и коэффициентом  этой пропорциональности является квадрат  скорости света в вакууме).

С философской  же точки зрения она лишь подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют. Более того, они находятся в связи со столь  же объективно существующими полями, не имеющими массы покоя (электрическими, магнитными, лептонными, микролептонными и т. п.). И, наконец, эта формула, подтверждает принципиальное положение материалистической философии о возможности превращения всего во всё, а том числе и вещества в поле.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования  от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину  своих изменений. Отсюда следует  положение и о бесконечности  взаимопревращений материи.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования  материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что  само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его  конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка. а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип самодвижения материи,. диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) -- в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд -- в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений -- в общественном развитии и т.. п.

Информация о работе Материя и её атрибуты