Место и роль политических институтов и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание

Сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Роль этой сферы определяется, прежде всего, тем, что в ней создается основное «организационное» начало общества, направляющее жизнь людей, социальных общностей в то или иное русло. В политической сфере принимаются решения и осуществляются действия, оказывающие подчас решающее влияние на общество в целом и его отдельные структуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Место и роль политических институтов и их характеристика………5
Заключение…………………………………………………………………………………….14
Используемая литература……………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Социология к.р. ГОТОВО.docx

— 289.47 Кб (Скачать документ)

 

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет  путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО  РГУПС)

__________________________________________

кафедра «Социология, политология, психология и педагогика»

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Социология»

Тема: «Место и роль политических институтов и их характеристика»

 

 

 

Выполнил (а):

Поляшенко М.А.

Группа:

КПБ-1-006

Учебный шифр:

12-КПБ-0199

Проверил:

К.с.н., доцент  Большакова Г.И.


 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013г.

 

Содержание

 

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3
  1. Место и роль политических институтов и их характеристика………5
  1. Заключение…………………………………………………………………………………….14
  2. Используемая литература……………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сфера политики представляет собой  важнейший структурный элемент  общественной жизни. Роль этой сферы  определяется, прежде всего, тем, что  в ней создается основное «организационное»  начало общества, направляющее жизнь  людей, социальных общностей в то или иное русло. В политической сфере  принимаются решения и осуществляются действия, оказывающие подчас решающее влияние на общество в целом и  его отдельные структуры. В ней  формируются особые отношения, называемые политическими. Их специфика состоит  в том, что они универсальны, всеохватны, отражают в себе, так или иначе, деятельность социальных общностей  в самых различных сферах жизни. Именно поэтому политика выступает  как особый, а часто и определяющий вид социального регулирования.

 

От политических решений зависят  развитие тех или иных общественных явлений, процессов, их перспективы  и возможности. Об отношении в  обществе ко многим из них часто  судят по характеру политических действий. Если сегодня образование, наука, культура в России пребывают  в плачевном состоянии, то это,

 

 

 

прежде всего следствие соответствующей политической стратегии, не рассматривающей их в качестве приоритетных сфер общества (хотя на словах и даже в президентских указах все может обстоять наоборот, но о политиках судят не по словам, а по делам).

Однако с политикой как важной сферой общественной жизни связан один чрезвычайно любопытный парадокс. Чем  более значимой представляется эта  сфера с точки зрения социальной, тем менее привлекательной она  оказывается для подавляющего большинства  членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Место и роль политических институтов и их характеристика»

Сфера политики – социальное пространство, образующееся совокупностью  организованных действий и взаимоотношений  людей. Одной из форм такой организации  выступают политические институты.

 

В состав политического института  входят:

  • определенные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции;
  • организации для выполнения людьми тех или иных функций;
  • совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные политические действия;
  • совокупность политических ролей и норм, реализация которых имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в целом.

 

Политический институт —  это устойчивый вид социального  взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Например, институт парламентаризма регулирует в современном  обществе отношения создания представительного  органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма — это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные  на четырехлетний срок, а устойчивые

 

 

 

отношения, в которые неизбежно  вступают люди, обретающие соответствующий  статус.

 

Для того чтобы политические отношения обрели устойчивый характер, необходимо:

  1. Чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей, вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения

депутатам парламента, обязывающие  последних принимать участие  в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм. Кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей.

 

  1. Устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями, которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть «мягкими», т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и «жесткими», когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение. Например, одному

 

 

 

 

  1. депутату, безответственно ведущему себя на заседании парламента, его коллеги могут сделать замечание, а другого —   игнорирующего законотворческую деятельность — могут лишить депутатского мандата.

 

  1. Чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные. В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они знают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно, воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются о том, что может быть иначе, т.е. нормы становятся привычкой и признаком нормальной жизни.

 

 

Итак, политические институты  — это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых  обеспечивается благодаря следующему:

  • нормам, регламентирующим характер взаимодействия;
  • санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения;
  • привыканию к сложившемуся институциональному порядку.

 

 

 

Перечисленные свойства принято  называть атрибутами института. Именно они делают политические институты  объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных  индивидов, побуждающими людей ориентироваться  в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы  и правила. Одновременно сказанное  означает, что говорить о наличии  того или иного института можно  только, если в действиях людей  происходит воспроизводство  предписываемых этим институтом моделей поведения.

 

 

В современном обществе выделяют несколько политических институтов:

  1. Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм — законов, имеющих обязательную силу для всех граждан страны; представительства интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом.

 

  1. Институты исполнительной власти представляют собой сложную

систему взаимодействий, складывающихся между органами должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом,

 

 

 

 

принимающим наиболее ответственные  решения в рамках этого вида политических властных отношений, являются либо глава  государства и 

правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия).

 

  1. Рассредоточение системы управления общественными делами потребовало унификации требований, предъявляемых к лицам, работающим в государственных учреждениях. Так в обществе стал складываться институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В нашей стране эта регуляция осуществляется на основе Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Этот закон определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и т.д.

 

  1. Самостоятельное значение в системе исполнительной власти приобрел также институт главы государства. Он обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан.

 

 

 

 

 

 

  1. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся в связи с необходимостью урегулирования различных

конфликтов в обществе. В отличие от законодательной  и исполнительной властей, суд (за исключением  судебного прецедента) не создает  нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью.

 

 

  1. Среди политических институтов современного общества особое место занимают те, которые регламентируют положение рядового человека в системе политических властных отношений. Это, прежде всего институт гражданства, определяющий взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. В нормативных документах указывается, что гражданин обязан соблюдать конституцию и законы,  платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство, в свою очередь, призвано  осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.

 

 

  1. Важное место в создании упорядоченной системы отношений влияния на субъекты политической власти занимает институт избирательного права, регламентирующий порядок проведения выборов в органы

 

 

 

 

законодательной власти различных  уровней, а также выборов президентов  в тех странах, где это предусмотрено  конституцией.

 

 

  1. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. В обществе складываются какие-то общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем она отличается от других организаций и объединений. И поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института. Мы перечислили лишь наиболее значимые политические институты современного общества.

 

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной  власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные  цели (круг вопросов, составляющих сферу  его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам — носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.

 

 

 

 

 

Целями политических институтов являются вопросы, составляющие сферу  их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтов составляют материальные, идеальные и символические формы  управления, имеющие социальную и  политическую значимость.

 

В каждой стране складывается своя комбинация этих институтов, а  на конкретные формы последних оказывает  непосредственное воздействие социокультурная  среда. Институт парламентаризма в  США, Индии, России и Южной Корее  при похожих принципах функционирования законодательного собрания будет иметь  свой особый национальный колорит. Политические институты структурируют поле политических властных отношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Чем стабильнее институциональные  отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического  поведения индивидов.

 

Информация о работе Место и роль политических институтов и их характеристика