Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:37, реферат
К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.
Введение…………………………………………..
Опросные методы
Анкетирование
Интервьюирование
Прессовый опрос
Почтовый опрос
Телефонный опрос
Факсовый (телетайпный, телеграфный)
Телевизионный экспресс-опрос
Заключение
Список используемой литературы
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только
опытные социологи (да и то не всегда)
применяют свободное и
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
Поскольку
каждая газета имеет своих постоянных
читателей, отличающихся от прочих людей
рядом социальных характеристик (уровнем
материального достатка, местом жительства,
идеологическими, политическими и другими
пристрастиями), постольку по результатам
прессового опроса, проведенного одной
газетой, нельзя судить о состоянии общественного
мнения, присущего всему населению. Отсюда
проистекает желательность и потребность
одновременности проведения прессовых
опросов по одной и той же анкете в газетах
различных направлений. Нарушение этого
принципа (к сожалению, оно в современных
российских условиях встречается не в
порядке досадного исключения, а как правило)
ведет не к познанию истинного общественного
мнения, а к разного рода идейно-политическим
спекуляциям.
Почтовый
опрос - форма анкетирования
Достоинства метода - возможность:
Недостатки:
Обязательные требования данного метода:
Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.
Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное
достоинство метода - сверхоперативность
и экспертная значимость получаемой
информации. Недостатки: предельно сжатый
вопросник (не более пяти позиций), закрытость
вопросов и ограниченность вариантов
ответов (не более семи).
1.7. Телевизионный экспресс - опрос
Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.
Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования - политические мероприятия, которые связаны с опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению, при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при конструировании гипотез.
Экспертные
опросы - специфический вид опросов,
не имеющих массового характера,
но играющих важную роль в эмпирической
социологии и все чаще используемый
ею.
Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес.
Особенность
социологического метода, исследования
заключается в двух принципиальных
моментах: первое — он позволяет
формализовать метод сбора социальной
информации. То, на что другие гуманитарные
дисциплины тратят долгие годы труда и
средств, социолог может сделать за несколько
дней, и при этом получить относительно
дешевую и объективную информацию. Второе
— социологический метод исследования
позволяет путем понятийного фиксирования
явления в процессе его развития, проверить
полученные концептуальные построения,
хотя и относительно его прошлого этапа,
т. е. фиксирования как постфактум. Но это
позволяет довольно успешно прогнозировать,
а соответственно, и планировать свою
деятельность и даже проектировать некоторые
социальные процессы.
Список использованной
литературы