Методика проведения социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – выявить методику проведения социологического исследования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……… 2
Виды социологического исследования
Методы социологических исследований……………………………….……… 3
Анкетирование…………………………………………………….……………... 4
Виды вопросов…………………………………………………………………… 5
Виды опроса……………………………………………………………………… 6
Выборочное обследование……………………………………………….…..…. 7
Интервью………………………………………………………………..…..……. 9
Наблюдение…………………………………………………………….………. 12
Эксперимент……………………………………………………………..……… 13
Оглавление……………………………………………………………….………14

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по социологии.docx

— 50.63 Кб (Скачать документ)

     Наблюдать можно взаимоотношения между  людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между сотрудниками и подчинёнными. 

     ЭКСПЕРИМЕНТ 

     В отличии от наблюдения эксперимент  предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в  определённые условия которые позволяют  изучить их влияние на него.

     Как правило эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических  науках. Практически невозможно поставить  эксперимент в астрономии.

     По  своей направленности он может быть естественным и лабораторным.

     Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в психологии, физике и химии  это главное средство познания. Методология  и методика эксперимента пришли в  социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить  действие новой системы оплаты труда  на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы – экспериментальную  и контрольную. В экспериментальной  трудятся по-новому, а в контрольной  – по-старому. Для чего это нужно?

     Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, но учёные сомневаются. Вызвано это действием  новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление  двух групп выявляет разницу и  позволяет судить о том, произошли  ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

    Анкета  предназначена для предварительного изучения спроса потребителя книжной продукции с учетом специфики ассортимента. компании.

  АНКЕТА

  «КНИГА  -  В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

  1. Любите ли Вы читать книги, если да то какие жанры? (можно указать несколько вариантов, но неболее 4-х).
 
  • Классика;
  • Детективы;
  • Романы;
  • Фэнтези;
  • Фантастика;
  • Приключения;
  • Боевики.
 
  1. Ваш пол?

     

  • Мужской; 
  • Женский.
 
  1.   Ваш возраст?
 
    • От 7 до 16;
    • От 16 до 21;
    • От 21 до 30;
    • От 30 и старше.
 
  1. Часто ли вы посещаете книжные  магазины?
 
  • Раз в неделю;
  • Раз в месяц;
  • По мере прочтения;
  • Другое.
 
 
 
 
 
  1. При выборе книги вы руководствуетесь?
 
  • Яркой обложкой;
  • Известным автором книги;
  • Аннотацией книги;
  • Рекламным пиаром.
 
  1. Посещаете ли Вы библиотеки? Если «да»  то какие?
 
  • Российская  Государственная Библиотека;
  • Государственная Публичная Библиотека России (ГИПБ);
  • Государственная Историческая Библиотека;
  • Районная библиотека.
 
 
  1. Какова, на Ваш взгляд, наиболее вероятная причина  снижения интереса россиян  к чтению книг?
 
  • Нет интересных произведения;
  • Читать книги не так пристижно, как раньше;
  • Не хватает времени;
  • Появились  другие формы проведения досуга;
  • Снизилась общая культура россиян;
  • Я не считаю, что интерес к книгам снизился;
  • Затрудняюсь ответить.
 
  1. Вы  предпочитаете?
 
  • Покупать  книги;
  • Брать в библиотеке;
  • Скачивать из Интернета;
  • Слушать аудиокнгу.
 
  1. Вы  дочитываете книги  до конца, даже если они вам не интересные?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1. Чем для Вас является книга?
 
  • Способ  подчеркнуть информацию;
  • Развлечение (отдых);
  • Вариант сократить время ожидания чего-либо;
  • Другое.
  1. По каким принципам Вы выбираете книгу?
  • Популярность;
  • Рекомендации друзей (знакомых, коллег);
  • Заинтересованность в проблеме, поднятой автором;
  • Надо читать;
 
  1. Прочитав  произведение понравившегося автора, - будете ли вы покупать его другие книги?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.
 
 
  1. Какие произведения Вы предпочитаете? 
 
  • С большой смысловой нагрузкой;
  • Легкие в понимании;
  • Другое.
  1. Сколько часов Вы уделяете прочтению книг?
 
  • От 1 до 2 часов в день;
  • От 2 до 3 часов в день;
  • От 3 до 4 часов в день;
  • Как получается.
 
  1.   Ведете ли Вы  цитатники из книг?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1.  Могут ли повлиять на Ваше видение мира мысли автора?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1.   После прочтения  вы возвращаетесь  к книге?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1.   Для вас цена  книги имеет решающий  фактор?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1.   Есть ли у Вас  желание перейти  на электронные  книги? 
 
  • Да;
  • Нет;
  • Мне безразлично.
  1.   Может ли что-то заменить Вам чтение книги?
 
  • Телевидение;
  • Интернет;
  • Игры;
  • Другое.
 
  1.  Если вы не читали произведение, что Вы выберете?
 
  • Однозначно смотреть фильм, поставленный по книге;
  • Однозначно читать книгу;
  • Читать книгу, потом только посмотреть фильм;
  • Другое.
 
  1.   Чем вы занимаетесь?
 
  • Рабочий;
  • Студент;
  • Домохозяйка;
  • Своё дело;
  • Гос. Служащий;
  • Военнослужащий;
  • Преподаватель;
  • Другое.
 
  1.   Читает ваша семья  те же книги  что и вы?
 
  • Да;
  • Нет.
 
  1.   Какую книгу Вы  могли бы предложить  почитать?
 
  1.   Какую книгу Вы  порекомендовали  своим предкам?
 
 

Благодарим  Вас за ответы! 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Анализ  показывает, что дальнейшее развитие социологической науки в 
Украине в значительной мере будет зависеть от политической и экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом, не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только организационно, но и концептуально, методологически.

    В этой связи в ближайшей перспективе  следует ожидать проявления и  другой тенденции в отечественной  социологии — переориентации с традиционных связей с другими науками по объекту  на связи по методу, т. е. освоения принципов, подходов и методов, разработанных  в других научных дисциплинах, таких  как синергетика, теория развития, теория систем, теория деятельности, теория организации, теория информации и др.

    От  последней тенденции в той  или иной мере будет зависеть разработка методологических и методических подходов как в теоретической, так и  в прикладной социологии, в которой  останутся актуальными методологические проблемы "перевода" социологических  категорий с теоретического уровня на эмпирический, а также трансформация  социологических концепций, моделей  и методов с целью более  эффективного их применения в области  социальных технологий.

    Что касается методов и методики социологических  исследований, то в недалеком будущем  от отечественных социологов следует  ожидать роста усилий, связанных  с поиском получения надежных данных, а также создания широких сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в мониторинговом режиме. Более широко будут применяться качественные методы анализа социологических данных, а также компьютерный контент-анализ и ассистируемое компьютером интервью. Кроме того, в начале третьего тысячелетия следует ожидать создания мощных сетей телефонного интервью.

    Наряду  с исследованиями по всеукраинским (общенациональным) выборкам все большее  распространение получат региональные исследования, т. е. исследования по выборкам, представительным для регионов Украины. Вместе с анкетными опросами значительно  чаще будут использоваться так называемые гибкие методы сбора эмпирических данных: углубленные интервью, фокусированные беседы и т. п. Можно также ожидать  более широкого распространения  поисковых (без жестких гипотез) и специальных методологических и методических исследований. При  этом не менее эффективными как для  прикладной, так и для теоретической  социологии могут оказаться локальные, оперативные и компактные эмпирические исследования различных сторон реформирования общественной жизни (естественно, при  достаточно высоком уровне их научной  организации и проведения).

    Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона как социологической  науки, так и практической деятельности отечественных социологов. 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособ. Для  студентов средних и спец. уч. завед. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос, 1998 – 384 с.
  2. Краткий словарь по социологии / Под. общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. – Политиздат,1988 – 479 с.
  3. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А Шабанова, Г. С. Лукашова; Под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
  4. Фролов С.С. Социология. – М., 1994.
  5. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987.

Информация о работе Методика проведения социологических исследований