Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:02, контрольная работа
Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных.
психологического состояния респондента в момент опроса;
ситуации опроса (условия,
которые должны быть
содержания анкеты или устного опроса .
Существует множество
видов опросов, среди которых
основными принято считать
определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;
определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора .
После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки устного метода относительно письменного.
Преимущества:
1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;
2) устный метод дает
возможность следить за
3) опытный социолог может
видеть, искренне или нет отвечает
респондент, в силу чего интервью
считается наиболее точным
Недостатки:
1) интервьюирование -- сложный,
трудоемкий процесс, требующий
от социолога высокого
2) Используя данный метод,
невозможно опросить большое
количество респондентов. В день
не рекомендуется проводить
Также можно выделить основные плюсы и минусы метода - опрос.
Достоинства:
в короткие сроки
можно получить значительную
информацию от многих людей
по широкому кругу
данным методом можно
пользоваться в отношении
Недостатки:
полученная информация не всегда является правдивой и достоверной;
при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных
1.2 Анализ документов
Не менее важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической информации начинается с анализа документов. Метод их изучения в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию. Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй -- личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др. В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых -- материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы -- это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы. По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это -- первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам. При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа? При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа .Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства. Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе. Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом .Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.
3. Анализ результатов социологического исследования.
Существует два принципиальных
подхода к анализу
1. Анализ линейного распределения
В рамках этого подхода
социолог работает с нерасчлененным
массивом данных. Задача этого этапа
анализа - увидеть общие черты
и тенденции, характерные для
изучаемого объекта в целом. Распространенная
ошибка при анализе линейного
распределения - пересказ полученных статистических
данных. Нужно- проанализировать, осмыслить
полученные цифры, увидеть в них
некие социологические
Структурно-типологический
анализ нацелен на выявление структуры
объекта и раскрытие
· Достаточны ли размеры выделенных групп для уверенного, обоснованного анализа? Какую разницу в ответах групп вы будете интерпретировать как значимую?
· Пересекаются ли выделенные вами группы? Какая часть массива не вошла в типологические группировки? О чем это говорит?
Ситуация, когда значительная часть массива находится вне типологических группировок, может являться следствием следующих обстоятельств:
а) Во-первых, зачастую это результат поверхностного, недостаточно тщательного анализа - когда выбираются 1-2 наиболее яркие, по мнению студента, тенденции, прочие же остаются вне его поля зрения.
б) Иногда это бывает следствием чрезмерной глубины анализа. В этом случае исследователь слишком жестко формулирует критерии отбора групп (5-6 критериев, объединенных по типу конъюнкции, -в логической связке "и"). При этом выявляются наиболее последовательные сторонники той или иной позиции - "ядро" тенденции. Таких людей в массиве всегда бывает немного. Анализ подобных "ядер" поможет вам разобраться в сути, основных содержательных связях выделенных тенденций. Однако этот анализ необходимо дополнить поиском более широких группировок, представляющих сторонников, "попутчиков" - лиц, менее последовательных тяготеющих к выявленным тенденциям.
в) Ситуация, когда значительная
часть массива не поддается типологическому
анализу даже при мягких критериях
отбора (небольшое число индикаторов;
логическое соединение "или"), может,
наконец, говорить и об особом состоянии
массового сознания - аморфном, логически
непоследовательным, неструктурированным.
Подобное состояние массового сознания
характерно для переходных, проблемных,
кризисных периодов общественного
развития, когда значительная часть
общества не определилась в своих
взглядах и позициях. Массовое сознание
представляет собой в этот период
своего рода "котел", в котором
только начинают выкристаллизовываться
характерные тенденции и
2. Условное распределение "по усмотрению социолога"
Прежде чем "препарировать" массив с помощью методов многомерного статистического анализа, выделяют типологические группировки самостоятельно. Подобный выбор может быть сделан на основе:
(1) Априорных представлений об объекте - то есть на основе программных гипотез.
(2) На основе линейного
распределения, в котором,
3) Многомерный статистический анализ
В ходе статистического анализа
выявляются некоторые статистические
закономерности и зависимости, которые
позволяют социологу сделать
определенные обобщения и выводы.
Для проведения статистического
анализа социологи используют большое
число различных математических
методов, позволяющих полно и
всесторонне анализировать
Прибегая при анализе данных к методам математической статистики, необходимо осознавать формальные границы этой группы методов. Прежде всего, не следует переоценивать эвристические возможности статистико-математических методов. Они не способны дать принципиально новое знание об объекте - речь может идти лишь о подтверждении или опровержении заложенных гипотез, либо об их уточнении, нюансировке. Но - для того, чтобы это произошло - требуется предварительный тщательный концептуальный анализ объекта. Перекладывать содержательно-аналитические задачи на этап статистической обработки данных бесперспективно и приводит к невнятному либо банальному результату ("засыплешь зерно - будет мука, засыплешь труху - будет труха").
Далее. Результатом статистического анализа являются формальные показатели, ничего не доказывающие и не опровергающие. Доказательство или опровержение - это дело содержательной интерпретации, а она, как правило, допускает поливариантное толкование данных. Социология по своей сути - гуманитарная наука, и аппарат многомерной математической статистики, несмотря на всю свою строгость и научную беспристрастность, вовсе не является ни гарантом, ни обязательным условием "социологической научности". В рамках социологического познания этот аппарат - лишь один из инструментов, далеко не всегда адекватный решаемым задачам. Следует помнить также и о том, что корреляции (на статистически весомом уровне) способны уловить лишь достаточно сильные, а значит - обычно хорошо известные зависимости. Новые социальные тенденции, если и находят некоторое отражение в корреляционных коэффициентах, не могут, с формальной точки зрения, быть обоснованы с их помощью. Увидеть в количественно слабовыраженных показателях не статистические флуктуации, а симптомы социальных перемен - задача чисто содержательного анализа, и она опирается на теоретическую компетентность и интуицию исследователя, его чувство социальной реальности и профессиональный опыт. Формы представления результатов исследования Существуют три основные группы форм представления результатов социологического исследования.
-Статистические формы
- непосредственные, "сырые"
данные статистической
Информация о работе Методология и методика социологического исследования