Методология и методика социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 52.16 Кб (Скачать документ)

 психологического состояния  респондента в момент опроса;

 ситуации опроса (условия,  которые должны быть благоприятны  для общения);

 содержания анкеты или устного опроса .

Существует множество  видов опросов, среди которых  основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него. По форме проведения оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы, то есть там, где за короткое время нужно опросить значительное число людей. Обычно один анкетер работает с группой в 15-- 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера (случай, когда анкеты раздаются заранее и респондент заполняет их дома и через некоторое время возвращает обратно). Главный недостаток индивидуального анкетирования, то, что не все опрашиваемые возвращают обратно анкеты. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего - почтовый опрос, опрос через газету.Письменный опрос проводится с помощью анкет. Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой . Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, -- это интервьюирование . Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью -- это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому -- в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере. По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные. Свободное интервью -- это довольно длительная беседа без строгой детализации вопросов, по общей программе. Здесь обозначается только тема, предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы складывается уже в ходе опроса. Интервьюер свободно определяет форму и способ ведения беседы, то, каких проблем он будет касаться, какие вопросы задавать, с учетом возможностей самого респондента. Респондент свободен в выборе формы ответа . Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры опроса, т.е. включает в себя общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов. Интервьюер не может менять ни форму вопросов, ни их последовательность. Данный тип интервью используется при массовых опросах, целью которых является получение, однотипной информации, пригодной для последующей статистической обработки. К стандартизованному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или у конвейера). Полустандартизированное интервью означает использование элементов двух предыдущих .Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов. Отсюда следует еще одна классификация интервью - групповое и индивидуальное -- в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер . Для проведения интервью важно обеспечить внешние условия, место проведения, время дня и продолжительность. Одним из важнейших условий получения достоверной информации является наличие качественного инструментария (бланка интервью) и соблюдение правил его применения. Бланк интервью -- это документ, в котором соответствующим образом поставлены и сгруппированы вопросы по теме и есть место для записи ответов на них. В нем указываются имя интервьюера, тема, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью может составлять от 10--15 минут и больше, что зависит от темы беседы, количества вопросов, физиологических возможностей активного восприятия. Регистрация ответов респондентов может осуществляться с использованием диктофона, видеокамеры, стенографиста или фиксации кодов ответов в бланке интервью. В ходе проведения интервью интервьюер должен придерживаться нейтральной позиции, не высказывать своего отношения к предмету разговора. Он не должен задавать наводящие вопросы, требующие вынужденных ответов, делать подсказки . Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:

определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);

 определить численность  опрашиваемых, необходимую и достаточную  для репрезентации генеральной  совокупности;

 определить правила  поиска и отбора респондентов  на последней стадии выбора .

После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки устного  метода относительно письменного.

Преимущества:

1) при интервьюировании  появляется возможность учесть  уровень культуры, образования, степень  компетентности респондента; 

2) устный метод дает  возможность следить за реакцией  интервьюируемого, его отношением  к проблеме и поставленным  вопросам; в случае необходимости  социолог имеет возможность менять  формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 

3) опытный социолог может  видеть, искренне или нет отвечает  респондент, в силу чего интервью  считается наиболее точным методом  сбора социологической информации.

Недостатки:

1) интервьюирование -- сложный,  трудоемкий процесс, требующий  от социолога высокого профессионализма.

2) Используя данный метод,  невозможно опросить большое  количество респондентов. В день  не рекомендуется проводить более  пяти-шести интервью одному интервьюеру,  так как наступает «эффект  избирательного слушания», что  снижает качество получаемой  информации.

Также можно выделить основные плюсы и минусы метода - опрос.

Достоинства:

 в короткие сроки  можно получить значительную  информацию от многих людей  по широкому кругу интересующих  исследователя вопросов;

 данным методом можно  пользоваться в отношении практически  любых слоев населения;

 

Недостатки:

 полученная информация  не всегда является правдивой  и достоверной;

 при большой группе  опрашиваемых, трудность обработки  полученных данных

1.2 Анализ документов

Не менее важным методом  сбора первичной информации является изучение документов. Т. к. сбор социологической  информации начинается с анализа  документов. Метод их изучения в  социологии означает использование  любой информации, зафиксированной  в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для  дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению  выборки, часто необходимо изучить  соответствующую документальную информацию. Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй -- личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др. В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографические, статистические, фонетические. Среди первых -- материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографическим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фонетические документы -- это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные документы. По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюдения либо опроса, то это -- первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам. При работе с документами имеет значение знание методов и способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа? При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъективного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа .Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства. Контент-анализ используется уже около 100 лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал использовать его для анализа газетных текстов. Исследователи применяли контент-анализ для многих целей: изучали темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; тенденции, отражаемые газетными статьями, и идеологический тон редакционных передовых статей, тендерные стереотипы в учебниках и учебных пособиях, частоту появления людей разных рас в телевизионных рекламных роликах и программах, вражескую пропаганду в годы войны, обложки популярных журналов, личностные особенности, проявляющиеся в предсмертных записках самоубийц, тематику объявлений и тендерные различия в беседе. Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом .Т. о. можно сказать, что изучение документов играет не мало важную роль при сборе информации, а также просто необходимо после проведения различных видов опросов. Его основным преимуществом является наглядность первичных материалов, и следствие большая достоверность результатов.

3. Анализ результатов  социологического исследования.

Существует два принципиальных подхода к анализу социологических  данных; анализ линейного распределения  и структурно-типологический анализ объекта. Именно в такой последовательности эти подходы, как правило, и реализуются  в аналитической деятельности социолога. Отметим, что линейный и структурно-типологический виды анализа являются не альтернативными, а взаимодополняющими способами изучения социологических данных.

1. Анализ линейного распределения

В рамках этого подхода  социолог работает с нерасчлененным массивом данных. Задача этого этапа  анализа - увидеть общие черты  и тенденции, характерные для  изучаемого объекта в целом. Распространенная ошибка при анализе линейного  распределения - пересказ полученных статистических данных. Нужно- проанализировать, осмыслить  полученные цифры, увидеть в них  некие социологические закономерности, тенденции, соотнести полученные данные с априорными гипотезами проекта, то есть осуществить содержательную интерпретацию  результатов исследования. Общие замечания по структурно-типологическому анализу

Структурно-типологический анализ нацелен на выявление структуры  объекта и раскрытие специфических  характеристик сознания и поведения  его типических представителей. Выделяя группы, в деятельности, взглядах, вербальном и реальном поведении которых вы видите проявление различных социальных тенденций, обращайте внимание как на содержательные, так и на статистические критерии.

· Достаточны ли размеры  выделенных групп для уверенного, обоснованного анализа? Какую разницу  в ответах групп вы будете интерпретировать как значимую?

· Пересекаются ли выделенные вами группы? Какая часть массива  не вошла в типологические группировки? О чем это говорит?

Ситуация, когда значительная часть массива находится вне  типологических группировок, может  являться следствием следующих обстоятельств:

а) Во-первых, зачастую это  результат поверхностного, недостаточно тщательного анализа - когда выбираются 1-2 наиболее яркие, по мнению студента, тенденции, прочие же остаются вне его  поля зрения.

б) Иногда это бывает следствием чрезмерной глубины анализа. В этом случае исследователь слишком жестко формулирует критерии отбора групп (5-6 критериев, объединенных по типу конъюнкции, -в логической связке "и"). При этом выявляются наиболее последовательные сторонники той или иной позиции - "ядро" тенденции. Таких людей в массиве всегда бывает немного. Анализ подобных "ядер" поможет вам разобраться в сути, основных содержательных связях выделенных тенденций. Однако этот анализ необходимо дополнить поиском более широких группировок, представляющих сторонников, "попутчиков" - лиц, менее последовательных тяготеющих к выявленным тенденциям.

в) Ситуация, когда значительная часть массива не поддается типологическому  анализу даже при мягких критериях  отбора (небольшое число индикаторов; логическое соединение "или"), может, наконец, говорить и об особом состоянии  массового сознания - аморфном, логически  непоследовательным, неструктурированным. Подобное состояние массового сознания характерно для переходных, проблемных, кризисных периодов общественного  развития, когда значительная часть  общества не определилась в своих  взглядах и позициях. Массовое сознание представляет собой в этот период своего рода "котел", в котором  только начинают выкристаллизовываться  характерные тенденции и позиции. Осуществляя структурно-типологический анализ, социолог, как правило, прибегает к методам математической статистики. Не следует, однако, забывать о том, что подобный анализ может быть основан и на произвольных параметрах, выбранных по усмотрению социолога.

2. Условное распределение  "по усмотрению социолога"

Прежде чем "препарировать" массив с помощью методов многомерного статистического анализа, выделяют типологические группировки самостоятельно. Подобный выбор может быть сделан на основе:

(1) Априорных представлений  об объекте - то есть на основе  программных гипотез.

(2) На основе линейного  распределения, в котором, безусловно, отражается структура объекта.  Симптомом структурной неоднородности  объекта является резкая поляризация  мнений, поэтому обращаем внимание  на вопросы, в которых она  прослеживается. Есть ли между  этими вопросами логическая связь,  выстраиваются ли они в содержательный  сюжет? Если да - то перед вами, скорее всего, - отражение, "тень" типологических группировок, которую  они бросают на плоскость линейного  распределения. Выбирают из этих поляризованных вопросов 1-2-3 индикатора. Вполне возможно, что вы ошиблись, и вопросы, между которыми Вы увидели логическую связь, на самом деле индицируют разные типы респондентов. Это тоже очень полезный результат, он обогащает ваши изначальные представления об объекте.

3) Многомерный статистический  анализ

В ходе статистического анализа  выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые  позволяют социологу сделать  определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического  анализа социологи используют большое  число различных математических методов, позволяющих полно и  всесторонне анализировать собранную  информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются  ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки. Если работа с дендрограммой - привести ее рисунок, не забыв разнести ветви по уровням корреляций; дайте рабочее название каждой ветви.Если пользование факторным методом - привести таблицы соотнесения отдельных параметров с выделенными факторами; при этом параметры целесообразно проранжировать по факторным нагрузкам. Так, ранжирование -- это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Если осуществлялся кластерный анализ - привести таблицы соотнесения респондентов по кластерам на основе факторных значений (если кластерный анализ проводился на основе факторного метода) Если выборка велика по объему, можно привести фрагмент подобной таблицы. В любом случае, та предварительная, черновая аналитическая работа, которая проделалась, должна иметь документальное отражение. Это позволит оценить, насколько адекватны и обоснованны сделаны содержательные выводы; увидеть, допускают ли исходные данные возможность альтернативной интерпретации и построения иных объяснительных

Прибегая при анализе  данных к методам математической статистики, необходимо осознавать формальные границы этой группы методов. Прежде всего, не следует переоценивать эвристические возможности статистико-математических методов. Они не способны дать принципиально новое знание об объекте - речь может идти лишь о подтверждении или опровержении заложенных гипотез, либо об их уточнении, нюансировке. Но - для того, чтобы это произошло - требуется предварительный тщательный концептуальный анализ объекта. Перекладывать содержательно-аналитические задачи на этап статистической обработки данных бесперспективно и приводит к невнятному либо банальному результату ("засыплешь зерно - будет мука, засыплешь труху - будет труха").

 

Далее. Результатом статистического  анализа являются формальные показатели, ничего не доказывающие и не опровергающие. Доказательство или опровержение - это дело содержательной интерпретации, а она, как правило, допускает  поливариантное толкование данных. Социология по своей сути - гуманитарная наука, и аппарат многомерной математической статистики, несмотря на всю свою строгость и научную беспристрастность, вовсе не является ни гарантом, ни обязательным условием "социологической научности". В рамках социологического познания этот аппарат - лишь один из инструментов, далеко не всегда адекватный решаемым задачам. Следует помнить также и о том, что корреляции (на статистически весомом уровне) способны уловить лишь достаточно сильные, а значит - обычно хорошо известные зависимости. Новые социальные тенденции, если и находят некоторое отражение в корреляционных коэффициентах, не могут, с формальной точки зрения, быть обоснованы с их помощью. Увидеть в количественно слабовыраженных показателях не статистические флуктуации, а симптомы социальных перемен - задача чисто содержательного анализа, и она опирается на теоретическую компетентность и интуицию исследователя, его чувство социальной реальности и профессиональный опыт. Формы представления результатов исследования Существуют три основные группы форм представления результатов социологического исследования.

-Статистические формы

- непосредственные, "сырые"  данные статистической обработки.  Это могут быть таблицы, графики  и даже распечатки. Подобные материалы,  как правило, сопровождаются минимальным  комментарием, но могут быть представлены  и в "голом" статистическом  виде, без текстуального сопровождения.  В таком виде подаются, как  правило, результаты сугубо прикладных  исследований маркетингового или  политологического характера, предназначенные  для компетентного заказчика.

Информация о работе Методология и методика социологического исследования