Методология социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:51, реферат

Описание

Целью данного исследования стало выявление популярности салонов сотовой связи, какие возрастные и социальные категории более заинтересованы в развитии сетей салонов сотовой связи среди экономически активного населения в возрасте от 16 до 30 лет.
Задача исследования состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о предпочтениях посетителей пяти разных возрастных категорий и противоположных полов. То есть выявление интересов десяти групп экономически активного населения.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………. 2
2. Теоретическая часть………………………………………………. 3
3. Методическая часть……………………………………………….. 9
4. Аналитическая часть……………………………………………… 11
5. Вывод……………………………………………………………… 13
6. Список литературы………………………………………………... 14

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)

Наблюдение - это целенаправленное и организованное восприятие действительности. Наблюдение основано на какой-то определённой цели или задачах исследования. Наблюдение всегда располагает какими-то техническими средствами и концептуальными средствами.

Наблюдение достаточно объективно, и косвенно т.е. объектом наблюдения выступает не сам объект, а его  взаимоотношение с другими объектами.

Наблюдение может быть как скрытым  так и явным, а так же включённым и не включённым.

Если социолог изучает поведение  забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих  со стороны (в специальном бланке регистрируют все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит не включённое наблюдение. Если же он встал  в ряды забастовщиков, присоединился  к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился  работать на предприятие (участие может  быть анонимным или не анонимным), то он проводит включённое наблюдение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпадает, или уже сферы  действия интервью.

Наблюдать можно взаимоотношения  между людьми, учреждениями и их посетителями, взаимоотношения между  сотрудниками и подчинёнными.

ЭКСПЕРИМЕНТ

В отличии от наблюдения эксперимент  предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в  определённые условия которые позволяют  изучить их влияние на него.

Как правило эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических  науках. Практически невозможно поставить  эксперимент в астрономии.

По своей направленности он может  быть естественным и лабораторным.

Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную  и контрольную. В экспериментальной  трудятся по-новому, а в контрольной - по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и  не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, но учёные сомневаются. Вызвано это  действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление  двух групп выявляет разницу и  позволяет судить о том, произошли  ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методическая часть.

 

Уважаемый посетитель!

Мы дорожим Вашим мнением  и просим вас уделить несколько  минут на заполнение анкеты. Обведите, пожалуйста, цифру, соответствующую  Вашему ответу.

1. Где Вы обычно приобретаете мобильный телефон и цифровую технику (фотоаппараты, МРЗ - плееры и т.п.) (можно отметить несколько вариантов):

0. Розничные торговые сети по продаже электронной бытовой и компьютерной техники (например, М-Видео, Мир)

  1. Салоны связи, специализирующиеся на продаже данной продукции
  2. Специализированные торговые центры или рынки
  3. Интернет - магазины

4.   Другое

2. Какие сети салонов связи, специализирующиеся на продаже мобильных телефонов и цифровой техники, Вы чаще всего посещаете (отметьте, пожалуйста, не более 3 вариантов)?

  1. Цифроград    3. Divizion           6. ОИКСИС
  2. Евросеть        4. Беталинк         7. Эльдорадосвязь
  3. Связной         5. АльтТелком    8. Другое.

3. Постоянным клиентом какой сети салонов связи, специализирующейся на продаже мобильных телефонов и цифровой техники, Вы себя считаете (отметьте не более 1 пункта)?

  1. Цифроград          3. Divizion          6. ОИКСИС
  2. Евросеть             4. Беталинк         7. Эльдорадосвязь
  3. Связной              5. АльтТелком     8. Другое.

4.Как часто Вы посещаете фирменные салоны связи?

0. примерно 1 раз в месяц

1. примерно 1 раз в неделю

2. примерно 1 раз в 2-3 месяца

3. примерно 1 раз в полгода

4. примерно 1 раз в год

5. Какие товарные группы или услуги Вы чаще всего приобретаете в салонах связи (отметьте, пожалуйста, не более 3 вариантов)?

  1. Мобильные телефоны                             3. Цифровая техника
  2. Аксессуары                                               4. Дополнительные услуги
  3. Оплата услуг связи/карты экспресс-оплаты    5. Другое:

6. Какие факторы для Вас являются определяющими при выборе конкретного салона связи (отметьте, пожалуйста, не более 3 вариантов)?

  1. Уровень цен                                        4. Дополнительные услуги
  2. Широкий ассортимент                      5. Наличие дисконтной карты, скидки
  3. Качество обслуживания                    6. Другое:

3.    Удобство расположения салона

  1. Сколько обычно Вы тратите за одно посещение салона связи, укажите, пожалуйста, примерную сумму (в рублях)
  2. Ваш пол:

0. мужской 1. женский

9. Ваш возраст:

0. до 18 лет

1. 18-20

2. 21-23

3. 24-26

4. 27-30

10. Ваш социальный  статус:

0. учащийся                                                    

  1. руководитель среднего или высшего звена
  2. специалист (менеджер)                               
  3. предприниматель
  4. сотрудник государственного предприятия
  5. студент
  6. пенсионер
  7. домохозяйка
  8. временно не работающий

Благодарим Вас  за то, что согласились ответить на наши вопросы 

4.Аналитическая  часть.

Местом проведения опроса явился салон сотовой связи Цифроград.

Опрос проводился 19.06.2009(девятнадцатого июня две тысячи девятого года) с 16:00 до 19:00.

Объектом исследования стали  посетители от шестнадцати до тридцати лет.

Генеральная совокупность данного  исследования составила 312 человек (посетителей за указанный промежуток времени).

Из числа человек генеральной  совокупности по выборке было опрошено 70 посетителей.

Соответственно методу исследования посетителям было предложено заполнить  анкету, состоящую из десяти вопросов.

После проведения анкетированного  опроса, данные были сведены в таблицу:

Номер вопроса

Вариант ответа

Кол-во ответов

Процентное соотношение

Общее процентное соотношение

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

1

1

30

20

43%

28%

71%

2

0

1

2

20

10

10

15

10

5

28%

14%

14%

22%

14%

7%

50%

28%

21%

3

0

1

2

8

25

10

5

3

12

7

4

4

36%

14%

7%

4%

17%

10%

6%

6%

53%

24%

13%

10%

4

0

1

2

20

15

6

10

15

4

28%

22%

8%

14%

22%

6%

42%

44%

14%

5

0

1

2

15

5

20

7

15

8

22%

7%

28%

10%

22%

11%

32%

29%

39%

6

0

1

3

25

10

10

15

5

5

36%

14%

14%

22%

7%

7%

58%

21%

21%

7

Не более 500р.

Более 500р.

25

10

20

15

36%

14%

28%

22%

64%

36%

8

0

1

40

 

30

57%

 

43%

57%

43%

9

2

3

4

8

25

12

6

10

9

11%

36%

17%

8%

14%

13%

19%

50%

30%

10

0

2

5

8

8

12

22

3

6

9

9

1

11%

17%

31%

4%

8%

13%

13%

1%

19%

30%

44%

5%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Вывод

В результате проведенного социологического опроса, в котором приняло участие 70 человек разного возраста, уровня дохода и социального статуса, был сделан вывод, что учитывая потребности, нужды и данное материальное положение опрашиваемых, в данный этап развития потребителей, будет не целесообразны, не выгодно открывать новые сети магазинов Цифроград.

По результатам опроса наиболее частыми посетителями сети магазинов Цифроград  являются, студенты, специалисты и временно не работающие. И как следствие, с малым или  средним достатком. А учитывая нынешнее экономическое положение в стране, в целом, нет смысла открывать новые сети.

С каждым годом рынок  предоставляемых услуг увеличивается, у народа вырастает право выбора. Остается увеличивать количество предоставляемых услуг,  проводить всевозможные  скидки, розыгрыши, одним словом работать над привлечением новых клиентов, и ждать окончания всемирного кризиса, раздутого искусственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1987.

2. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие. - М., 1997.

3. Фролов С.С. Социология. - М., 1994.

4. Методы сбора информации в  социологических исследованиях. - Кн. 1. - М., 1990.

5. Данные интернета 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методология социологических исследований