Методы анализа эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:11, контрольная работа

Описание

оль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. Именно реальные эмпирические факты, как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о необходимости их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на так называемых «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения.

Целью моей работы является рассмотрение основных методов, но не техники анализа данных. Из технических средств мы используем наипростейшие, чтобы не затруднять понимание существа рассматриваемого метода и его аналитических возможностей.

Содержание

Введение

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их

роль в анализе социологических данных

3. Структура отчета о социологическом исследовании.

Основные требования к его составлению

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

маша соц.docx

— 28.00 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с табличными в целях наглядности  широко применяется графический  способ отображения социологических  данных. Чаще всего он имеет вид  полигона или гистограммы. Полигон  преимущественно используется для  графического отображения непрерывных  рядов, а гистограмма - дискретных

3. Структура отчета  о социологическом  исследовании. Основные  требования к его  составлени

     В наиболее общем виде социологическое  исследование можно определить как  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью.

     Социологическое исследование включает четыре сменяющих  друга этапа: подготовку исследования, сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

     Несмотря  на то что каждое социологическое  исследование, претендующее на цельность  и законченность, включает вышеназванные  этапы, единой, унифицированной формы  социологического анализа, пригодной  для изучения различной сложности  проблем, не существует.

     Отчет о социологическом исследовании - форма  подведения итогов социологического исследования. Содержит описание  всех разделов программы исследования, изложение  используемых в ней теорий, методологического  и методического аппарата, описание и объяснение  полученных данных, выводы и рекомендации. Это самостоятельный  вид научной работы, исходный документ  для подготовки директивных решений, а также научных трудов - монографий, диссертаций и т. п. Отчет содержит информацию о решении доставленных в исследовании задач.

В отчете излагается:

- последовательность  выполнения программы исследования,

-анализ  полученных эмпирических данных,

-обоснование выводов и рекомендации.

     В приложении приводятся цифровые, графические  и иные показатели  и документы, а также методические материалы: анкеты, бланки, тесты  и др. 

     Начинается  отчет с введения, в котором  обосновывается место исследования в ряду других исследований темы (при наличии таковых) или более широкого исследовательского проекта.  

     В первом разделе отчета дается общая  характеристика исследования - раскрываются основные методологические и методические положения исследовательской программы, специально выделяется параграф, характеризующий  процесс  реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав опрошенной выборочной совокупности; границы выводов).

     В разделе втором дается анализ результатов  исследования, который заключают  выводы и рекомендации.

     Характер  отчета во многом отражает тип исследования - сугубо научный или прикладной. При подготовке отчета по исследованию первого типа внимание акцентируется  в первую очередь на постановке проблем, их концептуальной разработке и формулировании целей и задач исследования. Наряду с этим дается оценка степени разработанности проблемы, существующие подходы  к ее изучению и решению. В разделе, посвященном анализу результатов исследования, обосновывается достигнутый уровень решения поставленных задач, формулируются выводы и на их основе рекомендации. В приложении к отчету даются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета. Подобная форма отчета может быть использована и при "заказных" исследованиях. Однако при его составлении акцент должен быть сделан на практических выводах и рекомендациях. В такого рода исследованиях на начальном этапе их подготовки осуществляется перевод  проблемной соц. ситуации на язык  исследования, а на конечном этапе, при формулировании практических рекомендаций, происходит перевод результатов исследования на язык управленческих решений.

     Наряду  с полным отчетом обычно готовится  и сокращенный вариант, раскрывающий основное содержание решаемых задач  и пути их реализации.

     Различают два основных вида отчета: промежуточный  и итоговый. Промежуточный отчет, как правило, отражает либо незавершенность  исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов. 

     Итоговый  отчет о результатах исследования должен полно, всесторонне и глубоко  раскрывать поиски, находки и пробелы  на всех его этапах, вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать  разработанному программой методологических и методических аппарату исследования; отражать все направления организационной  работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов. Рекомендации, как и перечень основных предложений, вытекающих из анализа  отчетных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые  обоснования в контексте отчета, подтверждаться статистическими и  др. данными (если таковые имеются) и  доводиться до сведения заказчика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В данной контрольной работе я выявила, что проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

     Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных  заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим  процессом анализа, что нередко  уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки  и классификации разумнее всего  производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к  объяснительным.

     Если  гипотезы нетривиальны, особое внимание следует уделять заключениям, которые  с ними, не согласуются. Не следует  смешивать уточнение и интерпретацию  данных с их объяснением. Последнее  является главной задачей анализа, позволяет установить причинные  зависимости, истолковать найденные  связи в понятиях более общих  тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных проблем.

     В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ  выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

     Также следует сказать, что эмпирические социологические исследования на сегодняшний  день вышли за рамки собственно социологической  проблематики. Политологи и политики, юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля - активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Божков  О.Б. Компьютерные технологии  в социологическом исследовании. - Спб: СНИЦ, 2007.

2. Габдуллина  К., Раисов Е.Г. Социология: Учебник  для студентов высших учебных  заведений. - Алматы: Нур-пресс, 2006.

3. Давыдов  С. А.. Социология: конспект лекций.- М: Эксмо, 2008.

4. Ритерман  Т.П. Социология: Полный курс. Шпаргалка.- Спб: АСТ, Астрель, 2009.

5. Статистика: учебник для студентов средних  проф.учебных заведений. В.С. Мхитарян, Дубров Т.А., Минашкин В.Г. и  др. - М.: Академия, 2007.

6. Ядов  В.А. Стратегия социологического  исследования.- М.: Академкнига ИКЦ, 2006.

Информация о работе Методы анализа эмпирических данных