Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:41, реферат

Описание

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

Содержание

Введение_____________________________________________________2

1. Семья как социальный институт, ее характеристика_______________5
2. Социальные проблемы семьи__________________________________6
3. Социальная работа с семьей___________________________________8
4. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей________________________________________________________12


Заключение___________________________________________________18

Список литературы_____________________________________________20

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение_____________________________________________________2

 

1. Семья как социальный институт, ее характеристика_______________5

2. Социальные проблемы семьи__________________________________6

3. Социальная работа с семьей___________________________________8

4. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей________________________________________________________12

 

 

Заключение___________________________________________________18

 

Список литературы_____________________________________________20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная работа как наука

 

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

 

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой  – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев  в обществе.

 

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся  в  вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую,  организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и  др.

 

Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

 

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-долго придется заниматься «пациентом».

 

Когда заходит речь о психологии социальной работы, нередко можно встретить и скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эти сомнения исходят прежде всего от тех, кто полагает, что соц. Работа носит исключительно творческий характер, и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Сторонники такой позиции недооценивают роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что соц. Работа – это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.

 

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. Работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения  на практике.

 

 

 

 

 

 

1. Семья как социальный институт, ее характеристика

 

Понятие семьи

 

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн.  256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.

 

Семья осуществляет следующие функции:

 

1.   воспитательная;

2.   хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3.   эмоциональная: культурное и духовное общение;

4.   первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;

5.   репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.

 

 

 

 

 

2. Социальные проблемы семьи

 

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции  - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

 

Основные социальные проблемы семьи:

 

1.   трудное материальное положение семьи;

 

2.   ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

 

3.   злоупотребление алкоголем и наркотиками;

 

4.   жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

 

5.   антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

 

6.   социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

 

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

 

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

 

1.   тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);

 

2.   сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная работа с семьей

 

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

 

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

 

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

 

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

 

-     наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

 

-     дифференциация семей на типы соответственно деформированности  семейных структур;

 

-     разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

 

-     вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

 

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

 

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

 

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с  наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

 

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

 

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Информация о работе Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей