Методы эмпирического исследования (empirical research methods)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:24, реферат

Описание

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Кроме того, эмпирическое исслед. твердо придерживается научного метода в противоположность др. исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.

Работа состоит из  1 файл

Методы эмпирического исследования.docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)

Для сбора информации, характеризующей состояние различных, архаических и современных, форм обычного права, определенный интерес  может представлять фольклор — древние  мифы, народные сказки, легенды, а также  различные этнографические материалы.

При использовании  данного метода речь идет о скрупулезно-методическом чтении текстов по заранее составленной многоступенчатой программе. Требуемая  информация может в подобных случаях  собираться буквально по крупицам и  на протяжении достаточно длительного  времени.

Социологи права, наделенные художественным чутьем, могут  успешно работать с литературными  произведениями выдающихся писателей  как с источниками социально-правовой информации. Так, французские социологи  склонны считать, что добротный  материал по социологии собственности  имеется в романах "Человеческой комедии" О. Бальзака, а по социологии семьи — в многотомной эпопее Э. Золя "Ругон-Маккары". Аналогичным образом для российских (и не только российских) социологов бесценным источником информации по социологии права и преступности является творчество Ф. М. Достоевского.

Анализ документов важен в тех случаях, когда  социологи имеют дело с такими структурами правовой системы, чья  деятельность строго документирована. Если учитывать, что определенная часть  этой документации имеет закрытый характер и содержащаяся в них информация рассчитана на конкретных профессионалок, то следует признать, что органы правопорядка нуждаются в собственных  социологических кадрах. Они могли  бы своими аналитическими исследованиями оказывать существенную помощь в  деле самосовершенствования правовой системы.

3. Опрос (интервьюирование, анкетирование, тестирование).

Среди социологических  методов сбора первичной информации опрос занимает важное место. Он применяется  в тех случаях, когда наблюдение невозможно или нецелесообразно. К  нему прибегают при необходимости  выявить состояние общественного  мнения относительно каких-либо существенных событий в социально-правовой жизни  государства и гражданского общества. Опросы важны в преддверие таких  событий политико-правовой жизни  общества, как, например, референдумы. Охватывающие не слишком большое  число граждан, они являются пробными замерами состояния общественного мнения и своеобразными репетициями предстоящего предельно широкого опроса, каковым, по сути, является и сам.

Интервьюирование  выглядит как личная беседа социолога  с интересующим его человеком. Такая  беседа чаше всего имеет характер вопросов-ответов и может протекать  либо в очной форме, либо по телефону. Полученные ответы фиксируются, обрабатываются, обобщаются, соотносятся с результатами других аналогичных интервью.

Беседа-интервью может быть записана на магнитофон. Сама же запись может использоваться по-разному, в зависимости от исследовательских  установок интервьюера. Так, например, в 1959 г американец Трумэн Капоте издал  книгу, которая была создана на основе магнитофонных записей его бесед  с двумя молодыми осужденными  преступниками. Спустя некоторое время вышел ее русский перевод (Обыкновенное убийство. — М., 1965).

Анкетирование отличается от интервьюирования тем, что  может быть не только индивидуальным, но и групповым Кроме того, оно предполагает наличие у социолога заранее составленного вопросника-анкеты. Ею достоинство заключается в том, что оно позволяет одновременно опрашивать большое число людей. Еще одно явное преимущество анкетирования состоит в том, что оно может быть не только именным, но и анонимным. Этот второй вариант для социологов часто оказывается предпочтительнее первого, поскольку позволяет респондентам давать искренние ответы на вопросы, именуемые на обыденном языке "щекотливыми".

Тестирование  — методика усложненного анкетирования. Специалисты составляют вопросник  особого рода (тест), где содержится значительное число разнородных  вопросов. Цель теста состоит в  том, чтобы заставить респондента "выговориться" или "проговориться", то есть дать ответы на те вопросы, на которые он не стал бы отвечать при обычном интервьюировании или анкетировании. Одновременно тесты дают возможность выявить бессознательные установки индивидов, скрытые даже от их собственного понимания.

Данная методика важна при исследовании мотивационной  сферы индивидуального правосознания. Она имеет большие перспективы  в криминологических исследованиях. 4. Социологический эксперимент.

Для подтверждения  своей гипотезы, для опровержения противоречащих ей предположений социологи  могут смоделировать необходимую  им социально-правовую ситуацию. Модель такого рода может быть либо вполне реальной, то есть ситуативно-эмпирической, либо мысленной, воображаемой.

Правовые отношения - это сфера, к которой индивиды относятся весьма болезненно и на все проявлении которой реагируют крайне остро. Полому ставить на ее "территории" какие-либо реальные эксперименты всегда очень затруднительно. Что же касается мысленных экспериментов в области права, то здесь пришла на выручку социологам культура. Издавна существуют талантливые драмы, романы, новеллы, созданные гениальными художниками слова, исследующие самые разные аспекты правоотношений, самые сложные структуры индивидуального правового и криминального сознания. Созданные игрой творческого воображения, они есть не что иное, как мысленные эксперименты. И социологи, конечно же, не должны проходить мимо классических и современных художественных произведений с правоведческой и криминологической направленностью. При этом им придется в условиях не ими самими поставленных мысленных экспериментов использовать методику социологического анализа документов, в роли которых в данном случае выступят литературные тексты. 5. Биографический метод.

Его можно отнести  и к анализу документов, но можно  считать и самостоятельным методом. Он представляет собой способ изучения биографических данных с целью сбора  необходимой информации психологического, социологического, морально-правового  характера. Биографический метод позволяет  формулировать гипотезы и находить доказательства относительно особенностей отношения конкретной личности или  определенной категории индивидов  к тем или иным социально-правовым явлениям и процессам, а также  строить предположения о характере  их правосознания и о типовых  особенностях их социально-правового  поведения.

Активное использование  биографического метода в современной  социально-правовой теории началось в  первые десятилетия XX в. и связано с выходом работ У. Хили "Преступник" (1915) и "Душевные конфликты и неправильное поведение" (1917), З.Фрейда "Достоевский и отцеубийство" (1928). Многие западные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращаются при построении своих теоретических гипотез к изучению личных документов, писем, дневников с целью приобретения достоверных сведений о мотивах социального поведения интересующих их людей. Путем анализа семейных отношений, наследственности и преемственности поколений, действий человека в переломных жизненных ситуациях, взаимосвязей с окружающими обнаруживаются не только сознательные, но и бессознательные наклонности, сказавшиеся на особенностях как законопослушного, так и противоправного поведения индивидов.

Эмпирические  данные биографического характера  вместе с общей логикой индуктивно-дедуктивных  построений позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные коллизии внутренней жизни индивидов, оказавшихся  в экстраординарных условиях ситуаций самоубийства, совершения преступления, тюремного заключения и т. д.

Типы  социологических  исследований

Вышеперечисленные методы могут использоваться в разных пропорциях, применительно к различному социально-правовому материалу и  складываться в каждом отдельном  случае в особую модель исследовательской  деятельности. Обозначим наиболее существенные из этих моделей. 1. Пилотажное исследование.

Его суть заключается  в том, что оно имеет разведывательный характер и позволяет исследователям апробировать свой инструментарий на малом участке интересующего  их проблемного поля. Это своего рода микромодель будущего полномасштабного исследования. Его задача состоит  в том, чтобы выявить слабые места  задуманной программы, заблаговременно  внести в нее необходимые коррективы, уточнить исходные посылки гипотезы, точнее очертить границы исследуемого предмета, четче обозначить проблему и вытекающие из нее задачи. 2. Описательное исследование.

Данный вид  исследования включает всестороннее, по возможности максимально полное описание правового феномена. Выявляются его признаки, структурно-содержательные свойства, функциональные возможности. Исследователи при этом не спешат с конечными оценками, обобщениями  и выводами. Их задача — создать  для всего этого необходимые  эмпирические предпосылки.

3. Аналитическое  исследование.

Это наиболее сложный  и углубленный вариант научного поиска, не ограничивающийся скольжением  по феноменальной поверхности социально-правовых реалий. Задача состоит здесь в  том, чтобы двинуться от явлений  в глубь проблемы, к сущностным параметрам зафиксированных социально-правовых явлений и фактов, к причинам и основаниям их возникновения и к условиям функционирования.

Результаты аналитических  исследований представляют наибольшую научную ценность и практическую значимость. Опираясь на них, заказчики, для которых данная работа проводилась, осуществляют определенные практические шаги по коррекции, реорганизации, совершенствованию  конкретных сфер социально-правовой реальности.

2. Методы сбора социальной информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

В программе  должно быть четко указано: 1) Каков  объект эмпирического исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Попробуем на характерном  примере описать выборку. Возьмем  исследование эффективности труда  на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.

Важная часть  методического раздела программы  — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность;

Информация о работе Методы эмпирического исследования (empirical research methods)