Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:50, контрольная работа
Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
Введение…………………………………………..
1. Опросные методы
1. Анкетирование
2. Интервьюирование
3. Прессовый опрос
4. Почтовый опрос
5. Телефонный опрос
6. Факсовый (телетайпный, телеграфный)
7. Телевизионный экспресс-опрос
Заключение
Список используемой литературы
. г) получаемая информация
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки
("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи (да и
то не всегда) применяют свободное
и разведывательное интервьюирование.
Свободным называют такое интервью,
когда перед интервьюером стоит
проблема собрать соответствующую
исследовательским задачам
Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое
его обозначение - глубинное) используют
при определении и/или
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
. а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
. б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой
(группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов).
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.
1.3. Прессовый опрос
Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу:
1. предварительная апробация (
2. предельная простота
3. использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);
4. повторная перепечатка анкеты
в той же газете через неделю-
5. оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.
Поскольку каждая газета имеет своих
постоянных читателей, отличающихся от
прочих людей рядом социальных характеристик
(уровнем материального
1.4. Почтовый опрос
Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.
Достоинства метода - возможность:
. а) получить ответы на вопросы
деликатного и интимного
. б) охватить опросом
. в) иметь дополнительную
. г) экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки:
. а) низкий возраст анкет,
. б) перекосы
. в) неизбежность выбраковки,
. г) нарушение правила
. д) усиливающее искажение ответов.
Обязательные требования данного метода:
1. тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;
2. обстоятельная инструкция к ее заполнению;
3. шифровка конвертов;
4. вложение в почтовые
5. напоминание респондентам о
необходимости возврата
(телефоном, почтой и иными средствами).
1.5 Телефонный опрос
Телефонный опрос - специфический
синтез анкетирования и
Основные преимущества: оперативность,
краткосрочность и
Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.
Обязательные требования к методу:
1. предварительное изучение
2. разработка специального
3. наличие телефонных
4. соблюдение заранее
5. особая подготовка, в том числе,
специальный тренинг
6. повышенная требовательность к их честности;
7. обязательность контроля за их деятельностью;
8. перепроверка полученных
1.6. Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное достоинство метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник
(не более пяти позиций), закрытость
вопросов и ограниченность
1.7. Телевизионный экспресс - опрос
Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
1. формулирование телеведущим
2. мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";
3. просьбу к телезрителям
4. оперативный подсчет кода
5. комментирование полученных
Этот привлекательный для
Референдумы, плебисциты и иные общенародные
голосования - политические мероприятия,
которые связаны с опросом
населения, а поэтому должны быть
использованы для социологического
анализа общественного мнения и
степени социальной напряженности.
К сожалению, при разработке вопросов,
выносимых на народное голосование,
научные нормативы нарушаются в
угоду политическим интересам и
амбициям их представителей. Это резко
снижает социологическую
Экспертные опросы - специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет.
Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес.
Особенность социологического метода,
исследования заключается в двух
принципиальных моментах: первое —
он позволяет формализовать метод
сбора социальной информации. То, на
что другие гуманитарные дисциплины
тратят долгие годы труда и средств,
социолог может сделать за несколько
дней, и при этом получить относительно
дешевую и объективную
Список использованной литературы
1. Курбатов В.И. Социология. – М.: Март, 2000.
2. Радугин А.А., К.А.Радугин. Социология. - М.: Центр, 2001.
3. Растов Ю.Е., С. И. Григорьев. Начала современной социологии:
Учебное пособие. – М., 1999..
4. Социологический словарь. - Минск: Университетское, 1991.
5. Ядов В.А. Социология в России. – М.: Ин-т социолог. РАН,1998.