Методы Прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:09, реферат

Описание

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основан¬ное на определенных данных. План — это намеченный на определен¬ный период порядок работы. Прогнозирование и планирование — ус¬ловия успешной деятельности любой организации.

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность прогнозирования
2. Сущность интуитивных (эвристических) методов прогнозирования
3. Классификация поисковых методов прогнозирования
4. Нормативные методы прогнозирования
5. Экономико-математические и статистические методы прогнозирования
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат-методы Прогнозирование.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1. Необходимость и сущность прогнозирования

2. Сущность интуитивных (эвристических) методов прогнозирования

3. Классификация поисковых методов прогнозирования

4. Нормативные методы прогнозирования

5. Экономико-математические и статистические методы прогнозирования

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основан­ное на определенных данных. План — это намеченный на определен­ный период порядок работы. Прогнозирование и планирование — ус­ловия успешной деятельности любой организации.

Методы прогнозирования и планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый — это экономические кризи­сы последней четверти XX в. Они вынудили экономистов и менедже­ров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедос­тупными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили авто­матизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

Практика планирования зачастую изобиловала нереальными целями и неадекватными методами. Отказ от неэффективной командно-адми­нистративной системы был воспринят многими политиками, руково­дителями и специалистами как возможность отказаться от прогнозиро­вания и планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результа­ты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования — одна из трех главных причин разорения и банкротства фирм в развитые странах. Отказ от планирования и прогнозирования — это разорение и банкрот­ство предприятия. Это глубочайший кризис в стране или регионе.

Можно ли предвидеть, предсказать наступление кризисов? Можно ли подготовиться к ним или вовсе их избежать? Можно ли выявить фак­торы, которые определяют успех экономического развития государства или дают предприятию, предпринимателю шансы разбогатеть? Как дей­ствовать, чтобы добиться благосостояния и успеха? Ответить на эти воп­росы почти всегда возможно: успех любого дела наполовину обеспечи­вается за счет эффективного прогнозирования и планирования.

В экономике, в предпринимательской деятельности прогноз — это научно-аналитический этап процесса планирования. Прогноз опреде­ляет возможности, в рамках которых могут ставиться реалистичные за­дачи планирования развития экономики или работы предприятия. В про­гнозировании и планировании используются математические методы, подчас весьма сложные. Распространение компьютеров, простых и эф­фективных программных продуктов и делает прогнозирование и пла­нирование широко доступным. Нужно лишь знать, какой в том или ином случае метод выбрать, какой программный продукт применить.

Для реалистичного планирования необходимо понимать суть про­цессов, протекающих в экономике, ситуацию, складывающуюся на предприятии. Это непростые проблемы. Выбрать методы прогнозирова­ния, оценить управленческую ситуацию помогают знания и опыт ус­пешного прогнозирования и управления. Именно это обусловливает актуальность данной темы.

Целью настоящей работы является исследование социально-экономического прогнозирования.

              Предметом рассмотрения настоящей работы являются методы прогнозирования, их сущность и классификация.

             

1. Необходимость и сущность прогнозирования

 

              Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

              Время перемен усиливает потребность определить будущее, предвидеть, как и когда страна выйдет из кризиса, какие тенденции возобладают, каковы будут результаты социальных, политических и экономических перемен и что конкретно они принесут каждому человеку. Потребность в прогнозах испытывают руководители и работники управленческих органов всех уровней: местных, региональных, отраслевых, федеральных, так как ошибки в управлении, в проектах, программах, выборе стратегии проистекают из неумения предвидеть тенденции и последствия принимаемых решений. Прогнозы нужны политическим лидерам для обоснования своих предвыборных платформ, партийных программ, тактики социально-политических  действий, определения возможностей оплатить выданные векселя, победить на выборах или потерпеть фиаско. В них нуждаются предприниматели и менеджеры - без краткосрочных и долгосрочных прогнозов политической и экономической конъюнктуры невозможно выработать эффективную систему действий.

              Типология прогнозов может строиться по различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д.

              Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз ? Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).

              Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения тенденций развития объекта. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения желаемых состояний объекта или явления, принимаемых в качестве цели, и отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого состояния объекта. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативный прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний объекта, включающее разработку мероприятий по реализации этих состояний. По объекту прогнозы делятся на:

              - социальные - определяющие будущие изменения в человеке, его потребностях, интересах, социальном статусе, здоровье, образовании; в отношениях между социальными группами, слоями; определяют будущее состояние социальной сферы; стабильное, нестабильное;

              - экономические используются для предвидения общего состояния экономики, отрасли, предприятия, изменений в структуре воспроизводства,  в рынках труда, спросе на профессии, в управлении;

              - политические - определяющие изменения в расстановке политических сил, в отношениях социальных групп к партиям и лидерам, в политических ориентациях; политические прогнозы используются для прогнозирования результатов выборов и других политических событий;

              - научно-технические - определяющие динамику производительных сил, открытия и изобретения, смену поколений и моделей техники, изменение технологий;

              - экологические, позволяющие предвидеть динамику природных процессов, катастроф, их последствия, направления деятельности по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов и другие.

              Прогнозы могут иметь разное время упреждения - от краткосрочных (например, суточные, связанные с колебаниями акций) до долгосрочных (на десятки) и сверхдолгосрочные. Первые носят более детализированный характер. Чем дольше горизонт упреждения прогноза, тем большее значение имеют теоретические исследования и длительность ретроспективы (времени основания) прогноза.

              Неодинаков и характер прогноза. Он может определять какую-то одну характеристику объекта (показатель) или    носить комплексный характер для предприятия, города, региона, страны.

              В зависимости об объекта прогнозирования соотношение между предвидением и управлением видоизменяется. У прогнозируемых природных или технических объектов (ураган, сопротивление материалов), взаимосвязь предвидения и управления может быть близка к нулевой, так как никакие управленческие решения не способны изменить предсказание. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать его последствия (наводнение, землетрясение и т.д.).

              У прогнозируемых социальных объектов интенсивность взаимосвязи предвидения и управления может быть настолько высокой, что может изменить предсказанное состояние путем предпринятых действий на основе управленческих решений. Иными словами, управленческие решения приводят к "самоосуществлению" или к "саморазрушению" прогноза. В прогностике это называется "эффектом Эдипа".

По типу циркулирующей в процессе экспертизы информации можно выделить три класса интуитивных моделей:

. индивидуальные оценки;

. коллективные оценки;

. комбинированные экспертные модели.

К индивидуальным относятся модели типа интервью, психоэвристической генерации идей, к коллективным - модели типа “мозговой атаки”, сессий выработки коллективного мнения, коллективной экспертной оценки; к комбинированным - модели итеративных опросов типа “Дельфи” и их модификации.

Аналитическими методами прогнозные модели получаются в тех случаях, когда известны общие закономерности развития процесса, его общая структура, важнейшие аналитически выраженные функциональные связи, имеется опытная
(контрольная) выборка, позволяющая проверить работоспособность модели.

Аналитические модели, разделяются на модели, построенные по типу:

. структуризации целей развития;

. имитационного моделирования;

. морфологического анализа.

К статистическим относят методы, основу которых составляет формирование стохастических моделей прогнозирования. Предпосылкой применения таких методов является наличие необходимых статистических данных. Характеризующих период ретроспекции, и сведений, необходимых для определения модели прогноза. Широкое применение в прогнозировании статистических методов объясняется тем, что предметом статистики служит изучение методов выявления закономерностей массовых процессов.

Относительно приложений математической статистики обратим внимание на появляющуюся у ряда авторов тенденцию рассматривать соответствующие методы как средство снятия неопределенности на различных этапах принятия решений.
Подобное отношение сужает область применения статистических методов, однако справедливо акцентирует внимание на наиболее сложных случаях их использования.

 

2. Сущность интуитивных (эвристических) методов прогнозирования

 

Методы прогнозирования можно разделить на две группы. Эти эвристические методы, которые основаны на преобладании интуи­ции, то есть субъективных начал. Другую группу образуют экономико-математические методы, в которых превалируют объективные начала. К их числу относятся статистические методы. Значительно< число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используе­мые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических иссле­дований и экспертные методы.

Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя оп­ределенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

В условиях рынка часто осуществляют прогнозирование спроса путем опросов потребителей, а также путем экспертных оценок. В качестве экспертов используют торговый персонал, обслуживаю­щий определенные территории, дилеров, консультантов по марке­тингу. В прогнозировании социально-экономического развития ис­пользуют опросы населения, избирателей, отдельных социальных групп[1].

              Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за незначительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

              В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос-ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

              Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), метод "Делфи", матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

              Сущность метода коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными экспертами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами.             

              Содержание метода коллективной экспертной оценки:

              1. Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки.

              2. Перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития объекта, а также составить матриц, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения.

Информация о работе Методы Прогнозирования