Методы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:21, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы.

Содержание

Введение
Методы индивидуальной социальной работы.
Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе.
Психолого-педагогические методы социальной работы.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

кон. 2003doc.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ »

 

 

 

 

Контрольная работа по теории социальной работы

 Тема: «Методы социальной работы.»

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                                    Афанасьева К.А.

                                                                                 группа № 335

                                                                   3 курс

                                                                                         Социальная работа

 

 

 

 

 

 

Шадринск

2012г.

 

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

 

В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства. 90-е годы привели к тому, что в нашей стране появилось большое колическто безработных людей, людей, лишившихся всего, что было заработаено за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому сформировалась огромная масса проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того, чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность в будущее, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу с таким контингентом.

Социальная  работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Поэтому рассмотрение методов социальной работы является очень актуальной проблемой.

Целью  данной  работы является ознакомление с методами социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Методы  индивидуальной социальной работы

Методы индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Ситуация «один  на один»определяет определенные отношения  между социальным работникам и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая  процедура взаимодействий, но и выдвигается специфические требования к ролям социального работника, необходимы знания о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».Согласно концепции Л. Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающий каждый своими специфическими качествами и свойствами. На

Взаимодействие  в индивидуальной работе со случаем  происходит через систему последовательных действий. Прежде всего между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе.

 

Знания, умения, ценности  Знания о ситуации


 

 

Эмоциональная сфера Жизненный опыт


 

Профессиональный и  Самовосприятие 


жизненный опыт


Гендер Гендер 


 

 

Культурная  Культурная


идентификация идентификация


Ожидания  

 

 

 

Должность в 


агентстве Членство в семье

и микросоциальной 

                                                                                                    среде

 

окружающая  среда 

 

4

 

Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:

  1. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.
  2. Исследование и разъяснение проблемы.
  3. Мотивация
  4. Концептуализация проблемы
  5. Исследование стратегий  решения
  6. Выбор стратегии
  7. Реализация стратегии
  8. Эволюция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Психолого-педагогические методы социальной работы

 

Социальную  работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида, а именно алкоголизм, бродяжничество, так и с внутренней, например комплекс неполноценности, агрессивность, эгоизм, лень. Поэтому можно выделить ряд методов психолого-педагогической деятельности. Методы психолого-педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно-обоснованные способы психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу личности. Можно выделить три основные группы методов:

·     формирования сознания личности;

·     стимулирования деятельности и поведения индивида;

·     организации познавательной, практической деятельности и поведения.

Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических  взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.

Существуют  разные подходы к воспитанию и  формированию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого  поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. Правда, модификационная методика таит в себе некоторую опасность. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно.

 

 

6

В случае, когда  модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, неспособный самостоятельно мыслить и развиваться.

Крайним выражением активного воздействия является теория и практика социального воспитания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социальной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а ни в коем случае не задавать алгоритм, по которому человек будет бездумно действовать.

Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто  способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия.

Данный метод  исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.

 

6

Существуют  и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки.

Чем выше уровень  культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.

Психолого-педагогическое воздействие реализуется преимущественно как речевое, с целью изменить или сформировать установки, произвести сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические  установки есть состояние психологической  готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние  на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.

Для того, чтобы  задать установку человеку необходимо сообщить человеку определенный объем  информации, наличие которой будет способствовать формированию необходимой установки. У человека существует система селекции информации на ряде следующих уровней:

1. Внимание направляется  на то, что интересует, соответствует взглядам человека.

2.Восприятие.

3.Память.  Запоминается  то, что совпадает с интересами и взглядами человека. 

В результате этого  трехэтапного процесса отбора информации переубеждать людей очень трудно.

При этом целью  речевого воздействия является:

1.Ввести новую  информацию в систему взглядов, установок человека.

 

7

2.Изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;

3.Изменить отношение  человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.  Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний  механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем сильнее эффект.

Внушение также  основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.

Выделяют три  основные формы внушения:

1.Гипнотическое (в состоянии гипноза);

2. В состоянии  релаксации — мышечной и психической  расслабленности; 

3.При активном состоянии бодрствования человека.

Информация о работе Методы социальной работы