Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:21, контрольная работа
Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы.
Введение
Методы индивидуальной социальной работы.
Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе.
Психолого-педагогические методы социальной работы.
Заключение
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШАДРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ »
Контрольная работа по теории социальной работы
Тема: «Методы социальной работы.»
Шадринск
2012г.
Содержание.
1
Введение
В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства. 90-е годы привели к тому, что в нашей стране появилось большое колическто безработных людей, людей, лишившихся всего, что было заработаено за долгие годы трудовой жизни. В стране царил криминал и разруха. Один за другим закрывались предприятия. Поэтому сформировалась огромная масса проблемного населения. Люди нуждались в помощи, которую очень сложно было найти. Для того, чтобы уйти от такой ситуации, вернуть людям уверенность в будущее, возможность трудится, а не прозябать, жить, а не существовать, необходимо проводить грамотную социальную работу с таким контингентом.
Социальная работа может помочь очень многим людям, начиная от заключенных и заканчивая рабочими, которые не могут раскрыть свой потенциал полностью. Но для проведения грамотной социальной работы необходимо знать и уметь применять методы социальной работы. Поэтому рассмотрение методов социальной работы является очень актуальной проблемой.
Целью данной работы является ознакомление с методами социальной работы.
2
Методы индивидуальной социальной работы
Методы индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.
Ситуация «один на один»определяет определенные отношения между социальным работникам и клиентом. В процессе индивидуальной помощи не только планируется соответствующая процедура взаимодействий, но и выдвигается специфические требования к ролям социального работника, необходимы знания о клиенте, обеспечивающие условия для работы в системе «один на один».Согласно концепции Л. Джонсон, способствующий успеху контекст работы можно представить в виде активной системы, представленной социальным работником и клиентом, обладающий каждый своими специфическими качествами и свойствами. На
Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. Прежде всего между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.
3
Система
взаимоотношений в
Знания, умения, ценности Знания о ситуации
Эмоциональная сфера Жизненный опыт
Профессиональный и
жизненный опыт
Гендер Гендер
Культурная Культурная
идентификация идентификация
Ожидания
Должность в
агентстве Членство в семье
и микросоциальной
окружающая среда
4
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:
5
Психолого-педагогические методы социальной работы
Социальную
работу вполне можно назвать психолого-
· формирования сознания личности;
· стимулирования деятельности и поведения индивида;
· организации познавательной, практической деятельности и поведения.
Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Существуют разные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.
Модификационная
методика предполагает выработку желаемого
поведения в различных
6
В случае, когда модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, неспособный самостоятельно мыслить и развиваться.
Крайним выражением активного воздействия является теория и практика социального воспитания на основе психотропного воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социальной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических препаратов или психотропных излучений противоречит всем нравственным и юридическим нормам.
Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а ни в коем случае не задавать алгоритм, по которому человек будет бездумно действовать.
Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто способен выражать свои мысли и эмоции и делиться трудностями. Метод способствует росту уверенности в себе и способности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для восстановления соответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глубинным чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Кроме того, они очень резко реагируют на любые конфликты с родителями, сверстниками. Таким группам лиц может оказаться полезной эмотивно-рациональная терапия.
Данный метод исходит из того, что расстройства поведения возникают из-за иррациональных «катастрофических» мыслей человека, которые появляются в сложных ситуациях. Социальный работник должен вместе с пациентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек, помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях. Выработка более объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых решений, к уменьшению тревоги и ошибок.
6
Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия реальностью, которая направлена на то, чтобы развить у человека способность оценивать свои действия в зависимости от ценностей, которые он отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки.
Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов гуманистической психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, когда возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет оправданно применять более авторитарные методы психолого-педагогического воздействия и воспитания. Для оказания социальной и психолого-педагогической помощи людям, имеющим нарушения физического либо психического здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные воздействия. Психокоррекция познавательной, эмоциональной, личностной, поведенческой сфер личности осуществляется только квалифицированными специалистами.
Психолого-педагогическое
воздействие реализуется
Социально-психологические установки есть состояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них — научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему установок — совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.
Для того, чтобы
задать установку человеку необходимо
сообщить человеку определенный объем
информации, наличие которой будет способст
1. Внимание направляется на то, что интересует, соответствует взглядам человека.
2.Восприятие.
3.Память. Запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека.
В результате этого трехэтапного процесса отбора информации переубеждать людей очень трудно.
При этом целью речевого воздействия является:
1.Ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека.
7
2.Изменить структурные отношения в системе установок, т. е. вводить такую информацию, которая вскрывает объективные связи между объектами, изменяет или устанавливает новые связи между установками, взглядами человека;
3.Изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов. Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.
Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека. Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой воздействующего человека, тем сильнее эффект.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал.
Выделяют три основные формы внушения:
1.Гипнотическое (в состоянии гипноза);
2. В состоянии
релаксации — мышечной и
3.При активном состоянии бодрствования человека.