Методы социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

Содержание

Введение социологического исследования
1. Понятие социологического исследования.
2. Методика социологического исследования:
2.1. Программа социологического исследования
2.2. Цели и задачи социологического исследования
2.3. Объект и предмет социологического исследования
2.4. Системный анализ объекта исследования
2.5. Выдвижение и проверка гипотез
2.6. Методы выборки
2.7. Интерпретация данных
3. Методы социологического исследования:
3.1. Анализ существующих данных. Контент-анализ
3.2. Наблюдение
3.3. Массовый опрос. Анкетирование и интервью
3.4. Эксперимент
Заключение
Список использованной литератур

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Эд.docx

— 49.54 Кб (Скачать документ)

 

Тема: «Методы социологического исследования»

Содержание:

Введение социологического исследования

1.     Понятие социологического  исследования.

2.     Методика социологического исследования:

2.1.  Программа социологического исследования

2.2.  Цели и задачи социологического исследования

2.3.  Объект и предмет социологического исследования

2.4.  Системный анализ объекта исследования

2.5.  Выдвижение и проверка гипотез

2.6.  Методы выборки

2.7.  Интерпретация данных

3.      Методы социологического исследования:

3.1.  Анализ существующих данных. Контент-анализ

3.2.  Наблюдение

3.3.  Массовый опрос. Анкетирование и интервью

3.4.  Эксперимент

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение 

    В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование

     Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

     Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. 

   С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. 

   Социологическое исследование- один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. 

   В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

     Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате. 

 

1. Понятие социологического  исследования. 

     Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. 

      Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов. 

 

     Виды исследований:

1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.

2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления. 

 

2.Методика социологического  исследования.

2.1.Программа социологического  исследования.

     Место и роль программы в социологическом исследовании.  

     Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает: 

- определение проблемы, объекта и предмета исследования;  

- предварительный системный  анализ объекта исследования; 

- характеристику цели  и задач исследования; 

- интерпретацию и операционализацию основных понятий; 

- формулирование рабочих  гипотез; 

- определение стратегического  плана исследования; 

- составление плана выборки;  

- описание методов сбора  данных; 

- описание схемы анализа  данных. 

 Иногда в программе  выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы.  К первому относят компоненты  программы, которые начинаются  с постановки проблемы и завершаются  составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных. 

   Программа должна ответить на два основных вопроса: 

- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала; 

    - во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.  

 

2.2.  Цели и задачи социологического исследования 

 Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную)[2]. Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование? 

   Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач. 

   Задачи - совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. 

 Основные задачи соответствуют  цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном - прикладным. 

   Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой. 

   При теоретической или прикладной ориентации социологического исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала, полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе. 

 

2.3.Объект и предмет  социологического исследования

     Объект социологического исследования- общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. 

   Объект должен характеризоваться:

1. Чётко обозначенными  явлениями по таким параметрам, как:

а) отраслевая принадлежность;

б) профессиональная принадлежность;

в) возрастная принадлежность;

г) национальная принадлежность.

2. Пространственной ограниченностью.

3. Функциональной направленностью:  

 а) политическая направленность;  

 б) этническая направленность;  

 в) производственная  направленность.

4. Временной ограниченностью.

5. Возможностями его количественного  измерения. 

    Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием.

     Предмет социологического исследования- это центральный вопрос проблемы.

     Это - конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны, объектом изучения, с другой- условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.

     Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.

     Например, при исследовании миграционных процессов объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, населённого пункта. Предметом является миграция - перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования - оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача - нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретического исследования).

     Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методика сбора и анализа данных). 

 

2.4.Системный анализ объекта  исследования.

     Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом фиксируются определённые элементы и связи, характерные для изучаемого объекта. 

   Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними связями, во втором - внутренними. 

   Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится "заместителем" исследуемого объекта.

     Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта. 

  Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы. 

 

2.5.Выдвижение и проверка  гипотез. 

 

     Гипотеза в социологическом исследовании- научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.  

  Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.  

 Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований. 

  1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные на основе ложных теорий. 

  2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.

    3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы. 

  4. гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении исследователя специально разработанной методики.

     5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.

Информация о работе Методы социологического исследования