Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:07, реферат
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
3.1. ОПРОС
3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3.3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
4)
Так называемые ненаправленные
интервью носят “
5)
Наконец, по способу
3.2
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации5.
Анализ
документов открывает социологу
возможность увидеть в
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.
При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам должен восстановить эмпирическое бытие идеологического или политического процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.
Прагматические модели контент-анализа глубже рассматривают исследуемые тексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и сосредотачивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позициях и намерениях автора. Специфика использования контент-анализа проявляется не в приемах счета единиц наблюдения, а в содержательном толковании самого объекта исследования.
Вместе
с тем контент-анализу
Обширная
практика использования контент-анализа
в социологических
Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается следующими способами:
а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц, предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.
Полигон наполнения текста смысловыми единицами контент-анализа как способ обоснования полноты объема выделения смысловых единиц:
Первоначально выделяются все смысловые единицы ил первого анализируемого текста, далее из второго - те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа - опять те же, что уже встречались в двух предыдущих плюс дополнительные и т.д. После изучения очередных 3-5 текстов, в которых не попадается ни одной новой смысловой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что “поле” смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.
Из рисунка видно, что в итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает “поле”, т.е. всю выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива могут попасться новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ дополнительно.
б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.
В нашем исследовании 6 экспертов независимо друг от друга классифицировали 120 понятий, отнесенным к деловым и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86% понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные, подвергались специальному обсуждению и после согласованного решения относились в соответствующую общую категорию.
в) Обоснованность по независимому критерию, например, данные контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов, или по данным наблюдений, тестом по известной группе.
г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности одновременно).
Процедура подсчета. В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам.
Контент-анализ
относится к числу важных и
весьма перспективных в связи
с развитием вычислительной техники
и средств научного познания.
3.3
НАБЛЮДЕНИЕ
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:
а)
Оно подчинено ясной
б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1)
По степени формализованности
выделяют неконтролируемое (или
нестандартизованное,
2)
В зависимости от положения
наблюдателя различают
В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна
из модификаций включенного
3)
По условиям организации
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”. Постараемся найти на них ответы.
На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1)
Общая характеристика
2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций; экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.
3)
Субъекты или участники