Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:42, реферат

Описание

Воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Понятие метода воспитания…………………………………………………………………………………………………….
Классификации методов воспитания…………………………………………………………………………………..
Методы формирования социального опыта детей………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

    «Задание  самому себе». С помощью учителя или родителей младший школьник определяет на конкретный срок (на неделю, на месяц), что он будет делать, чтобы стать лучше, чтобы приобрести какое-то недостающее качество.

    Нужно помочь ребенку выбрать  относительно постоянное дело (обязательная зарядка по утрам; мытье за собой посуды после еды; не ссориться с младшей сестрой, а играть с ней и помогать; не вертеться на уроках, не отвлекаться; ежедневно читать книгу не менее получаса; научиться съезжать с горы на лыжах и т.д.). Ход выполнения «задания самому себе» можно также фиксировать в «Дневнике добрых дел», а итоги подвести на общем сборе всего класса или дома, в присутствии всей семьи.

    «Мой  секрет». Этот метод - вариант «задания самому себе». Младший школьник ставит перед собой цель - выполнить какое-либо дело, совершить поступок как бы «по секрету», не делая его предметом предварительного обсуждения с товарищами. Такое «секретное» задание себе дети могут записать на листе и вложить в конверт до определенного времени или поместить «секретки» всего класса в яркую коробку, чтобы открыть ее к празднику, к концу четверти, и выяснить, кто чего добился из задуманного.

    Нетрудно  заметить, что приведенные  методы самоопределения  реализуют в своей  сущности такие важнейшие  средства воспитания, как труд, игра, режим, перенося их в сферу самоуправления личности.

    6. Методы стимулирования  и коррекции действий  и отношений детей  в воспитательном  процессе

    В процессе накопления социального опыта, самоопределения  своей личности ребенку  нужна педагогическая поддержка воспитателя. Специальные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.

    Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно в учебной, скука, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей - соревнование.

    Соревновательность  заложена в самой  психологии человека. Даже ребенку свойственно  сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.

    У соревнования как метода большие воспитательные возможности:

  • оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность;
  • соревнование способно проявить совершенно неожиданные 
    способности детей, которые в привычной обстановке не давали о 
    себе знать;
  • соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

    Но  соревнование - «оружие  обоюдоострое». Если оно организовано методически неверно, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами. Возникает ложное чувство товарищества (ради победы скрываются недостойные поступки) или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогических условий.

  1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагоги 
    ческой задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.
  2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во 
    внешности, хотя взрослые охотно проводят конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас - самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. По этому поводу замечательно написано в стихотворении А. Барто «Два очка за старичка».
  3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и т.д.

    Но  как же тогда стимулировать  учебную деятельность детей? Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов: на лучшего математика, знатока словесности, истории, географии, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордиста и т.д. Принцип таких соревнований один - каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

  1. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яр 
    кой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Не забывайте - из соревнования детей ни на минуту не 
    должен уйти дух игры, товарищеского общения.
  2. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов. Весь ход соревнования должен открыто представляться детям (например, на специальном стенде, в оперативных «Листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.

    Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

    Воспитательный  механизм метода поощрения  построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Если это помнить, то станет ясно, что форма поощрения, о которой чаще всего и пекутся взрослые, значит немного. Можно купить очень дорогой и желанный подарок, но так устроить ситуацию его вручения, что у ребенка не возникнет переживания радости и счастья. А порой короткая похвала, сделанная с ласковой улыбкой, или вовремя высказанная взрослым благодарность унесет маленького человека на седьмое небо. Он навсегда запомнит, за что его так похвалили, и будет держаться этой линии поступков.

    Секрет  настоящих воспитателей еще и в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые поощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения, обращения  по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда.

    Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощрению. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось мнение, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Но это не так. Многие выдающиеся педагоги-гуманисты (И.Г.Песталоцци, Я.Корчак, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это - позиция и современной личностно-ориентированной педагогики.

    Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический метод. В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.

    Понимая наказание так, воспитатель  будет добиваться не послушания детей любой ценой, а их личностной активности, работы по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем репрессивными мерами добиваться дисциплины и порядка.

    Традиции  авторитарного воспитания еще, к сожалению, сильны в нашей жизни и в среде педагогов, и в семьях. Одна из главных его особенностей - придание особого значения методу наказания, ограничение, принуждение детей, стремление добиваться детского послушания едва ли не как главного результата воспитания. А так как мы еще не можем обходиться в воспитании без наказаний, организацию последних следует хотя бы демократизировать: сделать более человечными, найти формы, не унижающие человеческое достоинство детей. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» известного психотерапевта В. Леви:

    «Важно  помнить:

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, 
    ни психическому.
  2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  3. За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

    И еще одно важнейшее  предупреждение: что  бы ни случилось, не лишайте ребенка  заслуженной похвалы  и награды. Даже если ребенок набезобразничал  так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.

    4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев - достаточное наказание.

  1. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что 
    в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он 
    должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если от 
    ношения с ребенком нормальны, то их огорчение само по себе и 
    будет наибольшим для него наказанием.
  2. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание 
    не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его 
    слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если 
    ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызовет у него отрицательную реакцию.
  3. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних 
    его проступках больше ни слова!»

    В методе наказания, так  же как и в методе поощрения, важна  не форма, а его  функционально-динамическая сторона, те переживания, которые вызваны у ребенка. Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. Мы лишь попытались разобраться в общих характеристиках их системы. Но знание общих методов воспитания - не «ключик от всех дверей»!

    Нет такой системы  воспитания, которая  может решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открывать эту систему воспитания. С ориентациями этого пути мы с вами и познакомились.

 

Список  литературы: 
 

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов. Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений../ Подласый И.П.  М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,. 2003. 368 с.
  2. Сластенин В.А. Общая педагогика:. Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений../ Под ред. Сластенина В.А.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2. 256 с.
  3. Подласый И.П. Педагогика Новый курс. Учебное пособие для студ. пед. вузов: В 2 кн../ Подласый И.П.  М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,. 1999. 256 с.
  4. Смирнов С.А Педагогика: педагогичнские теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений../ Под ред. Смирнов С.А М.: Издательский центр «Академия», 2003. 512 с.

Информация о работе Методы воспитания