Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:11, реферат
В современной науке под конфликтом принято понимать столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым относятся отдельные личности, обладающие достаточной значимостью в сфере политики, или различные социальные группы, политические партии, военно-политические и экономические блоки и союзы, социально-политические и экономические мировые системы.
Введение 3
1. Понятие конфликта. Международный конфликт 5
2. Понятие урегулирования международного конфликта 8
3. Понятие мирного способа урегулирования международных
конфликтов 10
4. Этапы урегулирования международных конфликтов 14
5. Переговоры как оптимальный путь решения международного
конфликта 16
Заключение 21
Список литературы 22
Когда
речь идет о переговорах, участниками
которых выступают
Для успешного ведения переговоров, кроме знаний и понимания сути спорных проблем, необходимы и определенные личностные качества участников переговорного процесса. В частности, речь идет о психологической готовности договариваться и принимать решения, целеустремленности. В конфликтологии существует такое понятие, как конфликтоустойчивость, в целом характеризующая способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Конфликтоустойчивость определяется умением человека управлять своими эмоциями и выражать их, не оскорбляя оппонента, умением анализировать, прогнозировать, находить альтернативные решения и вести полемику, стремлением решить проблему и обсуждать как свои интересы, так и интересы других участников конфликта.
Серьезным фактором, влияющим на ход переговоров, могут стать установки их участников. Установки могут быть двух типов – ориентированные на ситуацию или на межличностные взаимоотношения1.
Участники переговоров, ориентированные на ситуацию, склонны видеть в переговорах только объективную сторону: соотношение сил, параметры ситуации и т. д. Участники с ориентацией на межличностные отношения готовы либо к сотрудничеству с противоположной стороной, либо к конкурентным отношениям и торгу с партнером. Специалисты по переговорам отмечают, что стремление не отступать от своей позиции может быть обусловлено «оптимистической самонадеянностью» участников переговорного процесса.
Переговоры не одномоментный акт, а процесс, причем процесс, растянутый во времени. Более того, переговоры – сложный процесс, имеющий собственную структуру и динамику развития.
Практически
все исследователи
• начальный;
• дискуссионный;
• заключительный.
Хотя четко выделить рамки каждого этапа в процессе конкретных переговоров зачастую трудно, возможно их переплетение, перетекание одного в другой, тем не менее, каждый элемент переговорного процесса имеет свои задачи, позволяющие отделять их друг от друга.
Задача первого этапа переговоров – взаимное исследование, уточнение позиций, точек зрения, интересов сторон. На первом этапе стороны излагают собственные позиции, вносят предложения, предоставляют необходимые разъяснения по этим предложениям и выслушивают информацию о позициях другой стороны. На этом этапе и осуществляется наиболее полно информационно-коммуникативная функция переговоров. Стороны ставят «диагноз» и пытаются найти «общий язык», то есть стараются получить как можно больше информации об интересах друг друга и найти точки соприкосновения в позициях.
Задача второго этапа – обсуждение и аргументация вариантов решения обсуждаемой проблемы, то есть собственно дискуссия. Стороны пытаются убедить друг друга в целесообразности принятия их вариантов или предложений, используя различные тактические приемы. Второй этап занимает больше времени и обычно самый сложный для участников переговоров. Иногда на этом этапе переговоры могут закончиться вследствие разногласий между участниками. При наличии доброй воли и настойчивости в достижении соглашения главным итогом второго этапа становится определение рамок («обшей формулы») будущего решения (соглашения), что дает возможность перехода к третьему этапу.
Задача третьего этапа – согласование позиций и разработка договоренностей (итоговых документов). Согласование позиций, по мнению ряда исследователей, оптимально в два приема: выработка «общей формулы» и разработка деталей соглашения. После определение рамок соглашения начинается работа над текстом соглашения. Текст обсуждается и редактируется. На этом этапе привлекаются эксперты.
В реальной переговорной практике последовательность этапов переговоров не всегда соблюдается. Если главное для участников переговоров – реализация пропагандисткой функции, то главным станет второй этап, до третьего этапа дело может и не дойти. Если цель переговоров – выяснение точек зрения сторон, то основным станет первый этап. Иногда на третьем этапе возникает необходимость вернуться к первому этапу. Последовательность этапов и их приоритетность, таким образом, зависит от приоритетности целей, функций и типа переговоров.
Тем не менее, большинство исследователей сходятся в том, что соблюдение описанной последовательности ведения переговоров помогает достичь реальных результатов, при ее несоблюдении есть риск затягивания переговоров или даже их провала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В XXI веке во внешней политике и дипломатии должен закрепиться прагматический подход в духе дипломатии согласия, закрепления в международных делах принципа безопасности для всех. Построенные на такой основе международные отношения предотвратят новую холодную войну, ощутимо оздоровят обстановку в мире. Россия к этому готова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Белов А.Г. Политология: Курс лекций. – М.,1996., с. 56
1 Современные международные отношения. Учебник /Под ред. А.В. Торкулова. М.: РОССПЭН, 2000., с. 372
1 Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 291-293.
2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 504.
1 Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие / под ред. проф. Мунтяна М.А. М.: Издательство РАГМ. 1996. С. 10.
2 Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие / под ред. проф. Мунтяна М.А. М.: Издательство РАГМ. 1996. С. 10.
1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 510.
1 Черноудова, М. С. Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право /М. Н. Черноудова; Науч. рук. Д. В. Иванов. - М., 2006., с. 8
11 Политическая конфликтология/Под ред. С. Ланцова. Учебное пособие. – СПб: Питер. 2008., с. 7
1 Политическая конфликтология/Под ред. С. Ланцова. Учебное пособие. – СПб: Питер. 2008., с. 7