Межнациональная дружба среди молодежи в г. Москва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:46, лабораторная работа

Описание

Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Точное число народностей, проживающих в России, трудно назвать.
В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Содержание

I. Методологический раздел программы

1.1 Обоснование актуальности
1.2 Проблемная ситуация
1.3 Научная разработанность
1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятий
1.5 Цель Исследования
1.6 Задачи исследования
1.7 Предмет исследования
1.8 Объект исследования
1.9 Гипотезы

II. Методический раздел

2.1 Методы сбора первичной информации
2.2 Место, время проведения исследования
2.3 Название инструментария
2.4 Характеристика инструментария
2.5 Выборка
2.6 Метод обработки эмпирических данных
2.7 Практическая значимость исследования
Приложения
2.8Анкета
2.9 Рабочий план

III. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Соц. Исследование - Национализм.doc

— 379.18 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

Кафедра  «Социология»

 

 

Программа социологического исследования

на тему:

«Межнациональная дружба среди молодежи в г. Москве»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ОС3-1

Трапезникова О.С.

Преподаватель:

доц., к.ф.н.,

Селезнёва Л.М.

 

 

 

 

Москва, 2010

Содержание программы

 

I.        Методологический раздел программы

 

1.1 Обоснование актуальности

1.2 Проблемная ситуация

1.3 Научная разработанность

1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятий

1.5 Цель Исследования

1.6 Задачи исследования

1.7 Предмет исследования

1.8 Объект исследования

1.9 Гипотезы

 

II.      Методический раздел

 

2.1   Методы сбора первичной информации

2.2   Место, время проведения исследования

2.3   Название инструментария

2.4   Характеристика инструментария

2.5   Выборка

2.6   Метод обработки эмпирических данных

2.7   Практическая значимость исследования

Приложения

2.8Анкета

2.9 Рабочий план

 

III.   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Методологический раздел

1.1 Обоснование актуальности

 

Россия - одна из самых многонациональных стран мира. Точное число народностей, проживающих в России, трудно назвать.

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней.

Проблема межнациональных отношений для Москвы является одной из наиболее волнующих москвичей, причем значимость ее возрастает во времени в связи с активизацией миграционных процессов. Сколько людей приехало за последние несколько лет в столицу, сколько работает, учится в Москве. Но у всех москвичей «реакция» далеко не однозначная. Кто-то нейтрально относится к пребыванию людей другой национальности в «их» обществе, кто-то негативно, доказывая, что «Россия для русских».

В любом случае, поток миграции в столицу не уменьшается и продолжает расти. Мы живем в современном мире и должны учиться трезво оценивать ситуацию.

 

1.2 Проблемная ситуация

 

Проблема межнациональных взаимоотношении на протяжении долгого времени остается актуальной среди населения.

В большинстве случаев наиболее острыми являются взаимоотношения с мигрантами с Кавказа, которые привозят с собой эмоции, порожденные местными конфликтами. Так, представители тех республик, где были или есть вооруженные конфликты, чаще выражают готовность с оружием в руках защищать интересы своей национальной группы.

Эта проблема носит долговременный характер, ибо Кавказ оказался в центре геополитических интересов ряда стран мирового сообщества, и эти отношения будут в той или иной форме отражаться на межнациональных отношениях в столице.

Поиски снижения напряженности в межэтнических отношениях с выходцами с Кавказа является наиболее актуальной задачей в улучшении в целом межнациональных отношений в столице.

Возможно со временем осадок в душах москвичей, вызванный событиями в Чечне, пройдет и москвичи будут более доброжелательными.

В последние годы наблюдается ускорение осознания москвичами своих национальных интересов. Русские пытаются понять себя не только как россиян, но и как русских. Почти половина москвичей считает необходимым сохранить в паспорте графу “национальность”.

В связи с этим, в общественном сознании некоторых социальных групп находят отклик идеи русского национализма. Это необходимо учитывать в политике - русские также нуждаются в самоидентификации. Речь, разумеется не идет о национальном эгоизме.

Материалы исследования показывают, что среди молодежи и среди предпринимателей выше доля критически относящихся к представителям других этносов.

 

 

 

1.3 Научная разработанность

 

В настоящее время по проблеме развития межнациональных отношений издан значительный объем научной литературы и публицистики.

 

1. Бромлей Ю. В. «Этносоциальные процессы: теория, история и современность»

2. Дробижева Л.М. «Социология межэтнической толерантности»

3. Дробижева Л. М. «Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России»

4. Тишков В.А. «Забыть о нации. (Пост-националистическое понимание национализма)»

5. Тишков В.А. «Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации»

6.  Гумилев Л.Н. «Этногенез и биосфера Земли»

 

В этих работах специалисты исследуют зависимость функционирования российского общества от национальной специфики менталитета, от доминирующих в массовом сознании настроений и стереотипов народов, живущих в Российской Федерации. Однако эти исследования раскрывают, в основном, политические аспекты межнациональных отношений и не касаются проблем социальной работы по предотвращению межнациональных конфликтов в обществе в целом и молодежной среде в частности.

Несколько ближе к решению этих вопросов подошли представители психологической науки, занимающиеся изучением различных аспектов этнопсихологии. Они исследуют этническое самосознание личности, анализируют этническую психологию различных национальных групп, выявляют особенности восприятия людей разных национальностей в периоды ведения военных действий, изучают психологические закономерности поведения людей в этнических конфликтах  и т.д. Эти работы создают научную основу для разработки технологий социально-психологической работы по предотвращению межнациональных конфликтов.

 

7. Саракуев Э. А, Крысько ВТ. «Введение в этнопсихологию»

 

На сегодняшний день можно выделить лишь несколько авторов, специализирующихся на исследовании этого вопроса. В частности, следует назвать работы А.А. Абсалямовой, посвятившей данной теме свое диссертационное исследование «Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего педагогического образования», а также работы М.А. Ягьевой, Б.Х. Золотовой, Р.В. Борисова .

 

8. Абсалямова А.А. «Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего педагогического образования»

9. Ягьева М.А. «Проблема формирования культуры межэтнических отношений студентов ВУЗов»

10. Золотова Б.Х. «Задачи ВУЗовского образования в формировании культуры межэтнического общения»

11. Борисов Р.В. «Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодежи»

 

 

 

 

 

 

1.4 Интерпретация и операционализация ключевых понятий

Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19 - 20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Национализм, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности, часто принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам (Современная энциклопедия. 2000 - http://dic.academic.ru).

Национальность (термин, производный от слова "нация") - определенная генетическая, социально-экономическая и культурная общность людей, социальная характеристика представителей конкретных наций. Первоначально данный термин использовался для обозначения народности - этнических общностей, исторически предшествующих нации. Позже используется также для обозначения наций и других этнических общностей, населяющих страну, которая обладает той или иной формой национально-территориальной автономии. Позволяет выявить принадлежность человека или группы людей к определенной народности или нации (например, в переписи населения, анкетном опросе, системе паспортного учета) (Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003).

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе (Большая советская энциклопедия).

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества (Большой Энциклопедический словарь).

Дружба - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. (www.wikipedia.ru)

 

 

 

 

 

 

 

Структурная операционализация понятия «Национализм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурная операционализация понятия «Молодежь»

 

 

Факторная операционализация понятия «Национализм»

 

 

1.5 Цель исследования 

Целью данного исследования является выявление отношений молодежи к людям других национальностей, причины того или иного отношения к ним, факторы, влияющие на формирование субъективного мнения по отношению к людям других национальностей.

1.6 Задачи исследования

1. Выявить причины возникновения межнациональных конфликтов

2. Дать оценку уровня межнациональных розней гор. Москвы

3. Выделить основные сферы влияния на отношение молодежи к лицам других национальностей

4. Определить, насколько велик (мал) уровень толерантности у молодежи гор. Москвы

5. Определить возможные пути разрешения межнациональных конфликтов

 

 

1.7 Предмет исследования

 

Межнациональная дружба (отношения) среди молодежи гор. Москвы

 

1.8 Объект исследования

 

Молодежь города Москвы (возраст – от 15 до 23)

 

1.9 Гипотезы

 

В современном обществе имеют место серьезные межнациональные конфликты, причины которых могут быть связаны как с воспитанием, так и ассоциативно, т.е. на подсознательном уровне (в связи с различными террористическими актами, совершаемыми в основном лицами других национальностей), непринятие религиозных и культурно-социологических факторов.

Так можно привести пример недавнего события, когда на Юго-западе столицы лицом кавказской национальности был убит гражданин Российской Федерации. Новость не вызывает никаких других эмоций, как ненависть, злость и нетерпимость среди всех слоев населения города Москвы. Поэтому, неудивительно, что большая часть представителей молодежи нашей столицы не хотят жить с ними в одном обществе и резко реагируют на подобные происходящие события, создавая подсознательно стереотип «плохих» людей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Методический раздел

 

2.1 Методы сбора первичной информации

 

Методом сбора первичной информации для программы социального исследования может быть наблюдение, опрос, анкетирование, анализ документов, эксперимент.

В данной программе социологического исследования методом сбора первичной информации является анкетирование.

Анкетирование представляет собой письменную форму опроса, осуществляющуюся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

 

2.2 Место, время проведения исследования.

 

Место проведения – Высшие учебные заведения, школы, колледжи гор. Москвы

 

Время проведения – с 1 февраля 2011г. по 1 апреля 2011г.

 

Инструментарий – Анкета

 

2.3 Название инструментария

 

«Оценка адекватности межнациональных отношений среди молодежи гор. Москвы»

 

2.4. Характеристика инструментария

 

Всего вопросов: 20 вопросов

 

Классификация вопросов

1.       По содержанию:

       О фактах создания – 4-6, 8-11, 13, 15, 16, 18, 19

       О фактах поведения – 12, 14, 17, 20

       О личности респондента – 1,2,3,7

 

2.       По форме:

       Открытые – 6, 16

       Закрытые – 1-3, 7-15, 19, 20

       Полузакрытые – 4, 5, 18

 

3.       По функциям:

       Основные – 1, 2, 4-6, 8, 9, 11-14, 18, 19

       Не основные – 3, 7, 10, 15-17, 20

 

2.5 Выборка

 

Генеральная совокупность – молодежь города Москвы в возрастной группе от 15 до 23 лет

Общая численность молодежи гор. Москвы – 2 835 тыс. чел

       в ВУЗах – 1417,5 тыс. чел

       в школах – 992,25 тыс. чел

       в колледжах – 425,25 тыс. чел

 

Метод исследования – выборочный

Выборочная совокупность – 3000 человек

       в ВУЗах – 1500 человек

       в школах – 1050 человек

       в колледжах – 450 человек

 

 

2.6 Метод обработки эмпирических данных

 

Для количественной оценки результатов опроса используется машинный метод обработки собранных данных.

 

2.7 Практическая значимость исследования

 

Результаты данного исследования помогут выявить степень и уровень развития национализма среди молодого населения гор. Москвы, показать наиболее эффективный метод разрешения проблемы и определить наиболее частые причины возникновения межнациональных розней.

Данные, полученные в результате, помогут в дальнейшем разработать грамотную межнациональную политику государства.

 

Приложения

 

2.8 Анкета (см. след. страницу)

 

2.9 Рабочий план проведения исследования

 

Руководитель социологического исследования – Трапезникова Ольга Сергеевна

Сроки проведения социологического исследования - 01.02.2011 – 01.04.2011 г.

 

Рабочий план проведения исследования

 

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Оформление заказа

1.02.2011

Трапезникова О.С.

Разработка программы и составление анкеты

1.02.2011 – 14.02.2011

Трапезникова О.С.

Апробация анкеты

14.02.2011 – 18.02.2011

Трапезникова О.С.

Тиражирование анкеты

19.02.2011 – 20.02.2011

Трапезникова О.С.

Подбор анкетеров

21.02.2011 – 25.02.2011

Трапезникова О.С.

Инструктаж анкетеров

26.02.2011 – 28.02.2011

Трапезникова О.С.

Социологический опрос

1.03.2011 – 28.03.2011

Трапезникова О.С.

Интерпретация полученных данных

29.03.2011 – 31.03.2011

Трапезникова О.С.

Внедрение результатов в практику

1.04.2011

Трапезникова О.С.

 

 

АНКЕТА

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Кафедра
«Социология»

 

 

АНКЕТА

по дисциплине «Социология» на тему:

«Оценка адекватности межнациональных отношений среди молодежи

гор. Москвы».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ОС3-1

Трапезникова О.С.

Преподаватель:

доц., к.ф.н.,

Селезнёва Л.М.

 

 

 

 

 

Москва, 2010

Уважаемый респондент!

 

Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе на тему «Оценка адекватности межнациональных отношений среди молодежи гор. Москвы». Результаты данного исследования помогут оценить нынешнюю ситуацию и на этой основе разработать четкие решения по устранению межнациональных конфликтов.

Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не обязательно.

Заранее благодарим за участие в опросе!

 

 

 

 

 

 

Социолог – Трапезникова О.С.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

1.       Ваш возраст:

 

001 От 15 до 18

002 От 18 до 23

 

2.       Ваш пол:

 

003 Мужской

004 Женский

 

3.       Семейное положение:

 

005 Не женат/Не замужем

006 Женат/Замужем

 

4.       Национальная принадлежность:

 

007 Русский (ая)

008 Украинец (ка)

009 Белорус (ка)

010 Другое ____________

 

5.       Вероисповедание:

 

011 Православие

012 Ислам

013 Буддизм

014 Католицизм

015 Другое ____________

 

6.       Ваш родной язык: _________________

 

7.       Ваше образование:

 

016 Школьник (ца)

017 Студент (ка)

 

8.       Проводились ли в Ваших учебных заведениях уроки (или лекции) на тему национализма и правильного отношения к людям других национальностей?

 

018 Да

019 Нет

 

9.       Считаете ли Вы себя толерантным человеком?

 

020 Да

021 Нет

 

10.   Большая ли у Вас семья?

 

022 Да, есть братья/сестры

023 Нет

 

11.   Религиозная у Вас ли семья?

 

024 Да

025 Нет

 

12.   Является ли для Вас примером поведение ваших родителей, старших братьев/сестер, родственников в семье и в общественных местах?

 

026 Да, почти всегда беру с них пример

027 Нет

 

13.   Есть ли у Вас друзья другой национальности?

 

028 Да

029 Нет

 

14.   Испытываете ли Вы неприязнь и раздражение по отношению к представителям другой национальности?

 

030 Да, испытываю

031 Нет

032 Затрудняюсь ответить

 

15.   Многонациональность Москвы и России в целом носит положительный характер, или все же вызывает много неприятных моментов и приносит больше вреда?

 

033 Больше пользы

034 Больше вреда

035 Затрудняюсь ответить

 

16.   Какие самые яркие причины межнациональных конфликтов Вы бы назвали, по вашему мнению  - _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17.   Сталкивались ли Вы лично с ситуацией межнациональных розней?

 

036 Да

037 Нет

 

18.   Какие Вы видите варианты разрешения межнациональных конфликтов?

 

038 СМИ

039 Военные действия

040 Улучшение качества образования (проведение в школах дополнительных уроков на тему межнациональных отношений и толерантности)

041 Другое __________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19.   Ваша оценка ситуации межнациональных отношений в г. Москве?

 

042 Напряженная

043 Спокойная

044 Затрудняюсь ответить

 

20.   Сильно ли СМИ влияют на отношение москвичей к лицам других национальностей?

 

045 Да, сильно, ведет к усилению розней

046 Да, сильно, ведет к уменьшению розней

047 Нет, никак не влияет

048 Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

Спасибо за участие в анкетировании!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.       Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций, 1998

2.       Перепелица Е. Этнополитические факторы межнациональных конфликтов //Социальный конфликт. – 2000.

3.       Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея-прес, 2000

4.       Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: Прогресс - культура, 1994

5.       Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 2001

6.       Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003

7.       www.wikipedia.ru

8.       Современная энциклопедия. 2000 - http://dic.academic.ru

 

 

 

Информация о работе Межнациональная дружба среди молодежи в г. Москва