Миграционная ситуация в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:05, контрольная работа

Описание

Целью работы является выявление миграционной ситуации в современной России.
На основе поставленной цели можно выдвинуть следующие задачи:
Рассмотреть сущность понятия миграции;
Выявить современную миграционную ситуацию в РФ;
Определить основные характеристики миграционных потоков в современной России;
Изучить социальные последствия миграционных процессов.

Работа состоит из  1 файл

миграция.docx

— 49.17 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

3. Основные характеристики миграционных  потоков в современной России

 

К основным характеристикам, отражающим особенности  миграционных потоков, можно отнести  интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения  мигрантов, степень легализации  перемещений, степень приживаемости  мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии  этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России (приложение 1).

По данным таблицы можно констатировать:

  • активное вовлечение России в миграционный обмен на разных уровнях, как на международном, так и на государственном;
  • увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);
  • низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев
  • практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя  характеристики миграционных процессов  в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения  России сократилась. Число внутренних перемещений уменьшилось более  чем на 1/3, причем отмечается более  высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

 В  целом география внутренних межрегиональных  потоков не изменилась. Однако  на сегодняшний день среди  регионов страны более четко  можно выделить принимающие и  отдающие население. Принимающие  регионы размещены компактно  и соответствуют густонаселенным  территориям, в которых сосредоточено  80% населения (120 млн. чел.). Данная  зона располагается от Калининградской  до Новосибирской области (юг  Западной Сибири) и от Карелии  (исключая остальную территорию  Европейского Севера) до Краснодарского  края. Регионы, отдающие население,  расположены некомпактно. В целом  на этой территории проживает  17% населения (26 млн. чел.). К ним  относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. 10

Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени  подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические  процессы, протекающие в принимающих  районах, можно отметить, что они  в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и  социальной адаптации вынужденных  переселенцев и беженцев, ухудшение  и материального и социального  положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал  в общественном сознании.

Свидетельством  этого могут служить такие  данные социологического исследования: свое материальное положение как  бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное  материальное затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники  здравоохранения, финансово-экономической  сферы и лица, бывшие в ближнем  зарубежье безработными. Негативно  оценивают условия жизни и  труда, по сравнению с теми, которые  они имели на прежнем месте  жительства, 46% опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует  учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются  мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами  деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для  всех без исключения принимающих  регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в  свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений  вынужденных переселенцев «общественные  приемные», где зачастую и находят  себе применение высококвалифицированные  юристы, экономисты, психологи и  другие специалисты из числа вынужденных  мигрантов.  11

Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных  переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну  миграции в ближайшие годы может  вызвать и уже вызывает принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для  выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет). Фактически этим актом  предполагается за счет России, а также  за счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования  показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает  формально – механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не учитываются  и даже не берутся в расчет наработки  ученых – антропологов о существовании  «культурной дистанции» даже среди  жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более  отдаленную перспективу следует  дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации  вынужденных переселенцев и беженцев.12 Схематично можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

  1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по общероссийскому и региональному телевидению, проблем переселенцев.
  2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с таким названием существовал в послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином страны в соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных переселенцев.
  3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу, предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба. В дальнейшем были приняты и другие законы подобной направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть территорию, где они проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности… Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».
  4. Разработать комплекс мер, побуждающих государственные и частные банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании, благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать переселенцам на льготных условиях материальную и финансовую помощь на долгий срок (на возвратной основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство воздействовало на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.13

 

4. Социальные последствия миграционных  процессов

 

Поскольку миграционные процессы в России имеют  довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные  и центральные регионы европейской  части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения  и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.14

Анализ  миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы  с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно  растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится  до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Преступные  группировки из нелегальных мигрантов  создают в крупных городах  России неконтролируемый рынок товаров  и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и  наркотиками.

Из года в год все больше нарушений  правил пребывания иностранных граждан  в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает  интенсивный приток в Россию нелегальных  иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных  рабочих мест, эти люди негативно  влияют на рынок труда, вовлекаются  в теневую экономику.15

Интенсивный отток населения в последнее  десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.

Массовая  миграция иностранных граждан и  лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной  Азии и их незаконное пребывание в  ряде районов Российской Федерации  зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического  экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.

Эмиграция на постоянное место жительства в  экономически развитые страны квалифицированных  специалистов, молодежи с высоким  уровнем образования ведет к  ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.16Основные потоки интеллектуальной миграции  идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции  в настоящее время на такие  страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы –  Великобританию, Германию, Швецию. Эти  страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных  кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место  жительства. Следовательно, «утечка  умов» в основном носит безвозвратный  характер, что становится тормозом развития страны.17 Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе поставленных задач можно сделать следующие выводы: миграция по своей сути явление многогранное – это не простое физическое перемещение людей, а сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры, с распределением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения. В связи с этим миграция имеет развёрнутую классификация: внутреннюю и внешнюю (связано с пересечение государственных и континентальных границ); безвозвратную, временную, сезонную и маятниковую; общественно-организованную и неорганизованную; добровольную и принудительную; также миграции могут совершаться по различным социальным причинам (с целью повышения социального статуса, в поисках работы и т.д.).

Миграционную  ситуацию в России можно охарактеризовать как с

отрицательной, так и с положительной стороны: к отрицательным  характеристикам  относятся –  проявление национализма, слабая защищённость некоторых границ РФ, ухудшение экологии и качества жизни людей, экономические и  социальные конфликты; к положительным  – демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный  рынок труда.

Население России растёт, но, к сожалению, –  это непостоянные жители, или они  проживают в России неофициально (переселенцы, беженцы и лица, ищущие временное убежище), а это, несомненно, подрывает экономику нашего государства.

Продолжает  сокращаться позитивная, необходимая  для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри РФ. Это  вызвано несбалансированностью  между оплатой труда в легальном  секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, это также не способствует экономическому росту.

Информация о работе Миграционная ситуация в современной России