Микросоциальная среда как объект социальной среды. Роль социального работника. Модели микросоциальной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:09, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Микросоциальнаяо среда.docx

— 37.69 Кб (Скачать документ)

Введение  
Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.  
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.  
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. 

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что социальная работа в микросоциальной среде  представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и  имеющим общие проблемы. Основными  методами профессиональной работы в  микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в  микросоциальной среде, макропрактика.

 

Микросоциальная среда

Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. 
Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами. 
Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции:

  • Производство – распределение – потребление.
  • Социализация.
  • Социальный контроль.
  • Социальное участие.
  • Взаимоподдержка.

Эти функции микросоциальной  среды направлены на развитие жизненного сценария, как самого сообщества, так  и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается  той сферой, где реализуются все  жизненно важные функции человека в  социуме: 
- определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения; 
- осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов; 
- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.

 

Роли социального работника

Субъект - субъектное взаимодействие социального  работника и клиента, а также  проблемы последнего, определяют специфические  виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной  среды вызывают свои специфические  проблемы, решение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы  к взаимодействию, роли социального  работника. Так в субъект - субъектном взаимодействии социального работника  с микросоциальной средой принцип "лицом к лицу", заменяется на принцип - "помощь через структуру". Отсюда, важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными  ролями в микросоциуме являются:

- адвокат;

- брокер;

- эксперт;

- социальный  ориентир.

Базисная  концепция этих ролей основана на организации и предоставлении помощи коллективам и группам в микросоциальной  среде, они должны способствовать активизировать развитие общности и улучшить модель ее жизнедеятельности.

Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди  них умение проводить научные  исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать  и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.

Однако  оперативное вмешательство выдвигает  требования к компетенции, выходящей  за рамки социальной работы, оно  требует привлечение к совместной деятельности с различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение  наркотической, алкогольной зависимости  у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мульти дисциплинарный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.

 

Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде

Основными принципами социальной работы в микросоциальной  среде, по мнению Griffiths Report (Гриффинс Репорт), являются:

1. Доступность  сервиса;

2. Активное  сотрудничество потребителей с  социальными

агентствами;

3. Межведомственная  работа;

4. Развитие  новой инициативы;

5. Создание  сети поддержки;

6. Децентрализация  контроля за методами вмешательства  в

бюджет;

7. Активизация  подходов;

8. Закрытый  сервис микросоциальной среды;

9. Подвижность.

 

Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к  локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, (Дж. Ротман, Дж. Троман) показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.

 

 

 

 

 

 

 

Модель

Локального развития

Модель социального планирования

Модель социальных акций

Целевые акции

Организация самопомощи, интеграция.

Рассмотрение проб-лемноориентированных задач.

Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институцио-нальный обмен.

Соблюдение структурны и проблемных условий

Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций.

Социальные проб-лемы, психическое и физическое здоровье.

Социальная несправедливость, деприва-ция

Основные стратегии

Широкий спектр социальных проблем и их решение

Сбор фактов и рациональное решение проблем

Организация сообщества против негативных прояв-лений

Тактика и техники

деятельности

Консенсус: групповые  дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами

Консенсус-конфликт

Конфликт-соревнование: конфронтации, директивные акции.

Роли

Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений

Фасилитатор, аналитик, выполнитель программ.

Адвокат, агитатор, брокер.

Средства

Манипуляции, задаче – ориентированные группы

Манипуляции формальной организацией и данными

Манипуляция организацией масс и политическими процессами

Концепции и общественные интересы

Рационализм-объединение

Идеализм-объединение

Реализм-объединение

Концепции клиентов

Горожане

Потребители

Жертвы

Ролевые концепции  клиентов

Участники проблемных процессов

Потребители или  получатели

Служащие, избиратели.


 

 

 

 

 

 

 

Микросоциальная среда семьи как человеческий фактор психологической безопасности личности.

Микросреда определяется рядом социально-психологических  особенностей человека, особенностями  его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями  его воспитания, семейными традициями и направленностью референтной группы.

На безопасность личности оказывают влияние следующие факторы микросреды: семья и особенности взаимоотношений в семье и воспитания, референтная группа (группа людей, мнение которых значимо для индивида), реальная формальная группа (профессиональная, учебная и другие, называемые малыми функциональными группами), так называемо фоновое окружение, включающее соседей, «дворовое окружение» и т. д.

 

Семья и  семейное воспитание. В семье удовлетворяется часть потребностей, в том числе материально-бытовые и потребность в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если этого не происходит, то возникает скрытая или явная семейная неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревога. Подобные состояния могут понижать уровень безопасности индивида. Функция контроля, которую выполняет семья, способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю. В противном случае у него возникают не только нарушения поведения, но и нарушения в личностном развитии.

По составу семьи  подразделяются следующим образом: на полные (наличие отца и матери) и неполные (отсутствие одного из них), расширенные (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе  семьи), искаженные, или деформированные (если есть отчим или мачеха).

Воспитание –  процесс, который помогает ребенку  дифференцировать свои потребности, согласовывать  их со своими возможностями и реализовывать. Семья играет в этом процессе огромную роль. Причем на формирование и развитие личности влияют и психологический климат в семье, и ее социальный уровень, и материальное благополучие. Важная составляющая семейного воспитания – общение с ребенком.

Референтную группу составляют те, чье мнение значимо для индивида, те, кто влияют на жизненный путь и в большой мере определяют его. В нее входят значимые близкие люди, которые формируют отношение индивида к окружающему миру, оказывают влияние на его поведение, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Фоновое окружение составляют люди, проживающие в непосредственной близи от нас и оказывающие на нас опосредованное влияние. Это малые группы, членом которых сама личность является лишь опосредованно и взаимодействие с которыми носит временный характер. К таким группам принадлежат соседи, подростковые, уличные группировки и другие дворовые компании неформального характера. На безопасность личности влияет степень деструктивности (конструктивности) взаимоотношений с фоновым окружением и интенсивность этих отношений. Например, в целях безопасности целесообразно познакомиться с соседями, не вступать в конфликты с дворовыми компаниями и т. д.

 

Заключение 

Социальная среда  — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается  и живет человек.

Социальное в  человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в  личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано  с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

Каждый человек  обладает целым рядом различных  социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Роль обусловлена  конкретным местом человека в структуре  социальных связей и в известном  смысле не зависит от его индивидуально-психологических  свойств.

Именно систематические  и однообразные реакции других людей  формирует и фиксирует шаблоны  поведения индивида. Значения развиваются  в процессе естественного отбора. Формы поведения, которые дают человеку возможность успешно приспосабливаться  к существующим условиям жизни, сохраняются, чтобы стать частью его ориентации по отношению к миру.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова  происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет  свои специфические черты, отличающие её.

Изначально-рождающийся  индивид, имеющий лишь натуральные  психические функции, постепенно, посредством  вхождения в общество (начиная  с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социо-культурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью.

Микросоциальная среда  предоставляет нам хорошую возможность  наблюдения всей картины в целом  таких индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории, которые объединены в сообщества, что дает широкие возможности социальному работнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994. 
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1990. 
3. Возрастно-психологическое консультирование / Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994. 
4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера. — М., 1990. 
5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995. 
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. 
7. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М.,1991. 
8. Кроник А.Л. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982. 
9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой; А.И.Донцова. — М., 1981. 
10. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. 
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

Информация о работе Микросоциальная среда как объект социальной среды. Роль социального работника. Модели микросоциальной среды