Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:09, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.
Введение
Актуальность данной темы заключается
в том, что социальная среда оказывает
сильнейшее влияние на человека и является
как бы источником, питающим развитие
личности, прививает ему общественные
нормы, ценности, роли и т.д.
Становление личности происходит в процессе
усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, что называется социализацией.
Человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учится вести себя в соответствии
с ролью ребенка, студента, служащего,
супруга, родителя и т.д.
Социальная личность складывается в общении
людей, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. Ребенок постоянно
включен в те или иные формы общественной
практики; и если отсутствует ее специальная
организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные,
традиционно сложившиеся ее формы, результат
действия которых может оказаться в противоречии
с целями воспитания. Формирование человека
как личности требует от общества постоянного
и сознательно организуемого совершенствования
системы общественного воспитания, преодоления
застойных, традиционных, стихийно сложившихся
форм.
Актуальность данной тематики
обусловлена тем, что социальная
работа в микросоциальной среде
представляет собой профессиональную
помощь индивидуумам, группам, коллективам,
проживающим на единой территории и
имеющим общие проблемы. Основными
методами профессиональной работы в
микросоциальной среде
Микросоциальная среда
Под микросоциальной средой
(коммъюните) понимается сообщество индивидов,
объединенных общими ценностями, интересами,
придерживающихся единых конфессиональных
взглядов и проживающих совместно в одинаковых
социальных и экономических условиях
на одной территории.
Микросоциальная среда представляет собой
сложную систему социально-экономической
и культурно-исторической общности. Она
состоит из комплекса взаимодополняющих
систем: экономической, политической,
социокультурной, образовательной и государственной.
В этих координатах происходит становление
и оформление микросоциальной среды как
специфического субъекта, имеющего определенные
проблемы социального функционирования. Как
и жизненный сценарий личности, жизненный
сценарий микросоциальной среды имеет
свою социальную историю, проблемы, кризисы
развития, ценности, нормы, принципы интеграции
и взаимодействия с другими институтами,
структурами и группами.
Микросоциальная среда имеет, по мнению
Р.Уоррена, следующие основные функции:
Эти функции микросоциальной
среды направлены на развитие жизненного
сценария, как самого сообщества, так
и отдельной личности и группы.
В этой связи она оказывается
той сферой, где реализуются все
жизненно важные функции человека в
социуме:
- определяются нормы потребления и производства,
модели социально необходимого поведения;
- осуществляется контроль за социальным
функционированием индивида в социуме
через систему формальных принципов;
- осуществляется система поддержки отдельного
индивида через различные типы организаций:
религиозные, общественные, специализированные.
Роли социального работника
Субъект
- субъектное взаимодействие социального
работника и клиента, а также
проблемы последнего, определяют специфические
виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной
среды вызывают свои специфические
проблемы, решение которых возможно
через иные организационные формы,
чем в социальной работе со случаем.
Это влияет на принципиальные подходы
к взаимодействию, роли социального
работника. Так в субъект - субъектном
взаимодействии социального работника
с микросоциальной средой принцип
"лицом к лицу", заменяется на
принцип - "помощь через структуру".
Отсюда, важнейшими подходами в практике
поддержки являются программы помощи
и социальные агентства. Происходит
изменение и в ролевом
- адвокат;
- брокер;
- эксперт;
- социальный ориентир.
Базисная
концепция этих ролей основана на
организации и предоставлении помощи
коллективам и группам в
Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
Однако
оперативное вмешательство
Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Griffiths Report (Гриффинс Репорт), являются:
1. Доступность сервиса;
2. Активное сотрудничество потребителей с социальными
агентствами;
3. Межведомственная работа;
4. Развитие новой инициативы;
5. Создание сети поддержки;
6. Децентрализация
контроля за методами
бюджет;
7. Активизация подходов;
8. Закрытый сервис микросоциальной среды;
9. Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, (Дж. Ротман, Дж. Троман) показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Модель |
Локального развития |
Модель социального планирования |
Модель социальных акций |
Целевые акции |
Организация самопомощи, интеграция. |
Рассмотрение проб-лемноориентированных задач. |
Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институцио-нальный обмен. |
Соблюдение структурны и проблемных условий |
Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. |
Социальные проб-лемы, психическое и физическое здоровье. |
Социальная несправедливость, деприва-ция |
Основные стратегии |
Широкий спектр социальных проблем и их решение |
Сбор фактов и рациональное решение проблем |
Организация сообщества против негативных прояв-лений |
Тактика и техники деятельности |
Консенсус: групповые дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами |
Консенсус-конфликт |
Конфликт-соревнование: конфронтации, директивные акции. |
Роли |
Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений |
Фасилитатор, аналитик, выполнитель программ. |
Адвокат, агитатор, брокер. |
Средства |
Манипуляции, задаче – ориентированные группы |
Манипуляции формальной организацией и данными |
Манипуляция организацией масс и политическими процессами |
Концепции и общественные интересы |
Рационализм-объединение |
Идеализм-объединение |
Реализм-объединение |
Концепции клиентов |
Горожане |
Потребители |
Жертвы |
Ролевые концепции клиентов |
Участники проблемных процессов |
Потребители или получатели |
Служащие, избиратели. |
Микросоциальная среда семьи как человеческий фактор психологической безопасности личности.
Микросреда определяется
рядом социально-
На безопасность личности оказывают влияние следующие факторы микросреды: семья и особенности взаимоотношений в семье и воспитания, референтная группа (группа людей, мнение которых значимо для индивида), реальная формальная группа (профессиональная, учебная и другие, называемые малыми функциональными группами), так называемо фоновое окружение, включающее соседей, «дворовое окружение» и т. д.
Семья и семейное воспитание. В семье удовлетворяется часть потребностей, в том числе материально-бытовые и потребность в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если этого не происходит, то возникает скрытая или явная семейная неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревога. Подобные состояния могут понижать уровень безопасности индивида. Функция контроля, которую выполняет семья, способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю. В противном случае у него возникают не только нарушения поведения, но и нарушения в личностном развитии.
По составу семьи подразделяются следующим образом: на полные (наличие отца и матери) и неполные (отсутствие одного из них), расширенные (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженные, или деформированные (если есть отчим или мачеха).
Воспитание – процесс, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать. Семья играет в этом процессе огромную роль. Причем на формирование и развитие личности влияют и психологический климат в семье, и ее социальный уровень, и материальное благополучие. Важная составляющая семейного воспитания – общение с ребенком.
Референтную группу составляют те, чье мнение значимо для индивида, те, кто влияют на жизненный путь и в большой мере определяют его. В нее входят значимые близкие люди, которые формируют отношение индивида к окружающему миру, оказывают влияние на его поведение, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Фоновое окружение составляют люди, проживающие в непосредственной близи от нас и оказывающие на нас опосредованное влияние. Это малые группы, членом которых сама личность является лишь опосредованно и взаимодействие с которыми носит временный характер. К таким группам принадлежат соседи, подростковые, уличные группировки и другие дворовые компании неформального характера. На безопасность личности влияет степень деструктивности (конструктивности) взаимоотношений с фоновым окружением и интенсивность этих отношений. Например, в целях безопасности целесообразно познакомиться с соседями, не вступать в конфликты с дворовыми компаниями и т. д.
Заключение
Социальная среда — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек.
Социальное в человеке не оторвано от биологического, а индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личности. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.
Каждый человек
обладает целым рядом различных
социальных позиций, что составляет
его «статусный набор». Роль обусловлена
конкретным местом человека в структуре
социальных связей и в известном
смысле не зависит от его индивидуально-
Именно систематические
и однообразные реакции других людей
формирует и фиксирует шаблоны
поведения индивида. Значения развиваются
в процессе естественного отбора.
Формы поведения, которые дают человеку
возможность успешно
Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.
Изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социо-культурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью.
Микросоциальная среда
предоставляет нам хорошую
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное
и семейное психологическое консультирование.
— М.,1994.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. — М., 1990.
3. Возрастно-психологическое
консультирование / Бурмянская Г.В.
и др.—М., 1994.
4. Групповая психотерапия
/ Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера.
— М., 1990.
5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной
работы. — М., 1995.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений
в малых группах. — Минск, 1976.
7. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой
группы. — М.,1991.
8. Кроник А.Л. Межличностное оценивание
в малых группах. — Киев, 1982.
9. Межличностное восприятие
в группе / Под ред. Г.М.Андреевой; А.И.Донцова.
— М., 1981.
10. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида
и группы. — М., 1988.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия.
— М., 1990.