Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 05:52, реферат
Цель данной работы – изучить мировые процессы урбанизации.
Задачи работы – раскрыть понятие урбанизации, определить особенности, типы, уровни урбанизации в мире и современного российского общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….....2-3
1. ПОНЯТИЕ УРБАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЧЕРТЫ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ..………………………………………………………………...4-10
2. МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ.………………………...11-26
2.1. Уровни и темпы, этапы и перспективы урбанизации…………….11-17
2.2. Характер урбанизации в развивающихся странах………...………17-20
2.3. Особенности процессов урбанизации советской России..………..20-21
2.4. Проблемы урбанизации современной России……………..……….21-26
3. УРБАНИЗАЦИЯ И ЭКОЛОГИЯ………………………………………26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...…………………………………………...30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка.
33
2. МИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ УРБАНИЗАЦИИ
2.1. Уровни и темпы, этапы и перспективы урбанизации.
Условные уровни урбанизации:
Низкий уровень урбанизации - менее 20%;
Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;
Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;
Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%. Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.
Среднеурбанизированные страны - Латинская Америка, Северная Африка, Азия.
Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия.
Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы. [11, c.47]
В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.
В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.
Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом.
Имеется так называемая " проблема больших городов ", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.
Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов.
Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т. к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса. [16, c. 26]
В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов загрязнения окружающей среды. Именно с ней связано более 75% общего объёма загрязнения. Большие города существенно влияют на экологическую обстановку данного региона. Жители называют их "смогополисами ".
По данным химических исследований, проведенных обществом "Greenpeace ", шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстояние до 50 км, охватывая площадь в 800 - 1000 квадратных километров.
В последнее время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. Однако развивающиеся страны в условиях крайнего недостатка средств не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство перерабатывающих вторсырьё комбинатов.
В экономически развитых странах прилагаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, принимают участие демографы, экологи, географы, экономисты, социологи, в общем, все, кому небезразлична будущность всего человечества. Пока люди не управляют процессом урбанизации, но для человека нет ничего невозможного, и в скором времени урбанизация будет взята под контроль.
Один из этапов урбанизации — субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения труда. [19, c.94]
В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.
Процесс субурбанизации нельзя толковать однозначно положительно. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем.
Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам.
Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового. [14, с. 21]
В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара.
Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом, ослабляется (для некоторых видов работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее — информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.
К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат. urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов. [14, c.49]
В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.
Существуют два отличных вида на перспективы урбанизации как глобального процесса:
процесс урбанизации близок к закату, наступает период деконцентрации, а с ним и “дезурбанизации”;
урбанизация будет развиваться и впредь, но её содержание, формы и пространственные структуры заметно меняются по мере эволюции самого процесса в странах разного типа.
На мой взгляд, урбанизация имеет большие временные перспективы. С позиций антропокультурного подхода к урбанизации как феномену культуры и цивилизации её исторические рамки значительно расширяются и в ретроспективе, и в перспективе.
Урбанизации не может быть “слишком много”, как нельзя этого сказать о культуре или прогрессе.
Но пределы концентрации населения, конечно, существуют, и речь, следовательно, надо вести о его разумной пространственной организации на различных этапах урбанизации в той или иной стране.
Снижение концентрации населения в городских агломерациях развитых стран – закономерное явление. Ведь кривая концентрации не может подниматься беспредельно. Это отнюдь не означает упадка крупных городских агломераций. Напротив, число их возрастает, ибо увеличивается количество населённых пунктов, привлекающих население. Таким образом, городские агломерации остаются основной формой пространственной организации расселения, своего рода опорным каркасом территории развитых стран.
Новый этап урбанизации дал основание некоторым учёным на Западе, в том числе и таким авторитетным, как американский географ-градовед Б. Берри, говорить о крутом переломе в характере урбанизации, смене тенденций, начале нового периода “дезурбанизации”.
Такие взгляды стали весьма распространёнными в США и Западной Европе. Но речь идёт всё-таки не о дезурбанизации, а о дальнейшем углублении и территориальном расширении процесса урбанизации, который на новом этапе пространственной эволюции принимает новые формы и всё активнее вовлекает в свою орбиту малые города и сельскую глубинку. Но это отнюдь не контрурбанизация, а следующая закономерная стадия урбанизации, обусловленная рядом факторов – демографических, экологических, социальных, экономических, пространственных.
Этой же точки зрения придерживаются и демографы ООН. В своих прогнозах, весьма высокопрофессиональных, они дают дальнейшее заметное увеличение численности горожан в мире для первой четверти XXI в. – на 73,1%. Конечно, это увеличение существенно уступает динамике городского населения мира в XIX и XX вв., но прирост горожан останется достаточно весомым.
Правда, значительная часть этого прироста будет приходиться на развивающиеся страны, но и в развитых странах городское население, согласно прогнозам, возрастёт на 15% в первой четверти XXI века. [8, с.48]
2.2. Характер урбанизации в развивающихся странах
«Третий мир» становится все более урбанизированным, ареной продолжающейся «городской революции». Это во многом определяет наиболее важные направления социально-экономического прогресса развивающихся стран. В 1950 г. доля горожан в общей численности их населения составляла 19%-20%, а к 1990 г. она выросла до 38%- 40%. К 2000 г. этот показатель достиг 45% или даже больше. В 2015 г. в 65 развивающихся странах городским будет свыше 2/3 всего населения.
В развивающихся странах урбанизация происходит по типу «центр-периферия». Менее развитые районы и их города выступают в качестве внутренних колоний ведущих районов и их центров (своеобразный «внутренний колониализм»). Подобный взгляд на урбанизацию в развивающихся странах связан с концепцией «экономического дуализма», которая исходит из существования «традиционного» и «современного» секторов. В этой связи рассматриваются 3 ситуации: а) город выкачивает из окружающих территорий различные ресурсы для развития; б) город «индифферентен» к соседним районам; в) город навязывает им ту или иную структуру развития.
Такая урбанизация, идущая по типу «экономический рост без экономического развития», получила наименование «урбанизации существования» или «потребительской урбанизации». Такой урбанизации присущи многие кризисные явления. Некоторые из них связаны с состоянием городской природной среды.
Характер размещения населения в развивающихся странах и, в том числе, его особенно высокая территориальная концентрация в крупнейших городах все более ощутимо препятствуют прогрессу этих государств
В большинстве развивающихся стран в 4-5 крупнейших городах сосредоточено примерно 4/5 промышленного потенциала этих государств. При этом крупнейшие города растут темпами в 3-5 раз более высокими, чем общий рост численности населения. Это характерно, в частности, для Латинской Америки - наиболее развитого, индустриального и урбанизированного региона «третьего мира». В агломерациях Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико и Буэнос-Айреса сосредоточены примерно 1/5 населения и 1/3 потенциала обрабатывающей промышленности региона.
Для ускоренной и даже взрывной урбанизации в развивающихся странах более всего характерна «концентрационная модель» растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Их рост будет продолжаться и при постепенном снижении рождаемости, что отмечается в большинстве развивающихся стран. Отток населения из сельской местности в города (особенно в крупные и крупнейшие центры) будет продолжаться высокими темпами. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство и сельская местность в развивающихся странах не могут удержать сельское население из-за малоземелья, ухудшения условий, растущей престижности городской жизни. Хозяйственное освоение новых районов в развивающихся странах (некоторое исключение представляет Латинская Америка) не может поглотить сколько-либо значительную часть избыточного сельского населения. [15, с. 27]
Во многих развивающихся странах (особенно в Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим, однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города, имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за 1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.