Мировые социокультурные тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:25, статья

Описание

Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране.
1) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид.

Работа состоит из  1 файл

мировые социокультурные тенденции.docx

— 20.62 Кб (Скачать документ)

                                            Мировые социокультурные тенденции 
Выделим важнейшие мировые социокультурные тенденции, которые определяют направления развития образования, науки, культуры в любой стране. 
1) Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования: меняются способы передачи-получения подрастающим поколением культурно-исторического опыта. Данная тенденция может быть описана при помощи различных типов культур, введенных американским антропологом М. Мид. Она различает три основных типа культур – постфигуративную, где дети и взрослые учатся у своих предшественников; конфигуративную, где дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративную, где взрослые учатся также и у своих детей. Слабо развитые общества являлись, главным образом, постфигуративными, основывая свою власть на прошлом опыте и традициях. Передовые страны мира обращаются к определенным формам конфигуративного обучения, направленного на освоение инноваций и овладение способами инновационной деятельности в любой сфере человеческой практики. Современный этап развития общества является новым для истории, когда молодежь с ее префигуративным пониманием еще неизвестного будущего получает новые возможности познания и преобразования окружающего мира. 
В конфигуративных и префигуративных культурах возникает феномен детской субкультуры. Он связан с социальными процессами, происходящими в современных урбанизированных странах. Резкое увеличение городского населения, переход к типичной для городских условий, так называемой, нуклеарной семье (родители проживают с детьми), разобщенность работающих взрослых и детей, которые большую часть времени проводят среди сверстников – в детском саду, школе, во дворе – все это нарушило характерную для прежних времен передачу опыта от взрослых к детям. Появился разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» несмотря на мощное влияние школы и средств массовой коммуникации. 
Действительно, общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению. 
2) Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре. 
Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных способов познания (или научной рациональности) над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством, опытом проектно-технической деятельности. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического. 
3) Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм. 
В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельности. Ранее содержание познания и образования определялось, главным образом, объектом и в меньшей степени средствами и технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта. 
4) Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы. 
Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции. 
5) Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации. 
Данная тенденция определяется на фоне глобальных процессов дезинтеграции больших обществ. Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации – это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития. 
Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на: 1) формирование образовательными средствами в сознании современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности; 2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей; 3) рост культурного плюрализма и самобытности; 4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

                                                     Деятельностный подход в образовании 
Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее – всего общества. Этим подходам к роли образования в обществе соответствуют разные педагогические подходы, образовательные концепции, педагогические процессы, и соответственно им разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации. 
В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как связующее звено между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности. 
В традиционной парадигме, педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача способов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоционально–ценностного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. 
Педагогический процесс, соответствующий универсальной модели образования, ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации (конкретного учебного материала), а прежде всего овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным. Отсюда следует еще одно название этой модели образования – деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистов–предметников.  
В деятельностном содержании образования один из основных его элементов – понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. В этой связи, например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии – техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии – рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики – развивающих (личностно-ориентированных) технологий, технологий обучения, воспитания и самовоспитания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др. 
Таким образом, универсальная образовательная модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способстностной модели образования задает новый тип содержания образования – деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.  
Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая, не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося выступает, с одной стороны, как фактор его самоопределения и развития; с другой – является частью содержания обучения.  
При реализации деятельностного подхода в педагогическом процессе особое значение приобретают, так называемые, активные или рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения – формы и методы проблемного и развивающего типов обучения, исследовательские, проектные, проектно-конструкторские, игровые методы и приемы. Такой подход не исключает информационного объяснения учебного материала, использования технологий и методик программно-алгоритмического типа, но приоритет в универсальной модели образования отдается активным формам и методам обучения. Деятельностный подход к образованию предполагает групповые, индивидуальные, бригадные формы обучения, чередующийся состав учебных групп, использование форм творческой организации учебно-поисковой деятельности обучающихся, активное применение в педагогическом процессе новых технических средств обучения: персональных компьютеров с разнообразным набором обучающих программ, видео-компьютерных информатек, способствующих организации учебно-исследовательской деятельности. 
Эффективность и результаты обучения в образовательной универсальной модели при деятельностном подходе к образованию определяются не уровнем усвоения ЗУНов, а сформированностью личностных способностей и готовности личности самостоятельно добывать новые знания, использовать старые и приобретенные новые знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов своих действий в новых ситуациях. Другими словами, деятельностный подход к образованию в универсальной образовательной модели способствует освоению обучающимися обобщенных способов выполнения различных видов деятельности; системных знаний; развитию способностей познания и преобразования мира, самопознания и саморазвития.


Информация о работе Мировые социокультурные тенденции