Модели социальной политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:46, доклад

Описание

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру
(образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (6).doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

    Социальная  политика - политика регулирования  социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. 
Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру 
(образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

    Различают несколько моделей социальной политики:

    По  типу субъекта социальной ответственности:

    •        либеральная модель

    •        корпоративная модель

    •        общественная модель

    •        патерналистская модель

    По  типу участия государства в реализации социальной политики:

    •        благотворительная модель

    •        административная модель

    •        стимулирующая модель

    Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена  общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации – социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Поэтому при реализации данной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.

    При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность  за сохранение лишь минимальных доходов  граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов. Основным достоинством либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому труду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней граждан. Граждане, постоянно участвовавшие своими взносами в системах обязательного социального страхования (прежде всего пенсионного), уровень доходов при наступлении страховых случаев (например достижении пенсионного возраста) снижается незначительно. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

    Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования – с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

    Важным  моментом либеральной модели социальной политики является укорененность в  индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как к единственному источнику социальных благ, а как к гаранту своих прав и свобод.

    Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

    Финансовой  основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

    Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

    Финансовыми механизмами перераспределения  служат государственный бюджет и  государственные социально-страховые  фонды, средства которых идут на обеспечение  широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной (безвозмездной) форме. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налоговых, бюджетных отчислений и страховых взносов.

    Патерналистская модель предполагает принцип государственной  ответственности. Государство централизованно  и тотально берет на себя ответственность за социально - экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации ) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовой основой патерналистской модели являются средства государственного бюджета и бюджетов государственных предприятий.

    В данной модели реализуется принцип равенства  в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

    Достоинством  социальной политики патернализма является так называемая “уверенность в завтрашнем дне” для основной части населения. Исключена как социальный феномен безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуги первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потенциала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности.

    К недостаткам  данного подхода относится, прежде всего, дефицит товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство вынуждено вмешиваться  в сферу их распределения, заменяя  денежный оборот в отдельных секторах потребительского рынка оборотом тем или иным способом документированных прав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, которая могла бы привести к неконтролируемому росту доходов.

    Благотворительная модель – когда государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной  системы социальной поддержки и  таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.

    Административная  модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство  в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости.

    Государство принуждает организации частного и  общественного сектора выполнять  социальные функции, например, заставляя их делать обязательные отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и пр. С точки зрения экономической эффективности большая часть социальных функций для частного сектора является невыгодной, поэтому в обществе активизируется множество антистимулов экономического развития – тяжелое налоговое бремя на производителя для обеспечения большого объема социальных трансфертов, государственное регулирование цен в ущерб интересам производителей, искусственное сдерживание безработицы путем поддержки неэффективных рабочих мест, увод значительной доли финансовых средств государства из активной экономики в затратный сектор социальной сферы.

    Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам "правила игры" (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

    Это выражается в создании таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

    Подобная  модель социальной политики может реализовываться  в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    15 января  Президент РФ В.Путин провел  встречу с членами Совета палаты  Совета Федерации. Наибольше внимание в выступлении президента было уделено социальным вопросам и совершенствованию социальной политики государства. 
 
Чтобы обеспечить динамичное, опережающее движение России вперед, сейчас нужно активно переходить к качественно новой социальной политике - политике социального развития", - сказал Владимир Путин.  
 
"Ее содержание гораздо шире, чем просто выплаты пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов. В конечном счете - на развитие российского народа, не просто на сбережение, а на развитие.  
 
Очевидно, что в ходе предстоящей избирательной компании будет уделяться особое внимание проблемам социальной политики. И естественно, что от эффективности социальной политики будет зависеть наш успех вообще, потому, что она направлена на удовлетворение жизненных интересов людей", - сказал президент. 
 
Президент считает, что частный бизнес должен работать вместе с государством в социальной сфере, и государство должно сокращать административные барьеры на этом пути. "Участие бизнеса должно работать на развитие реальной конкуренции в социальной сфере, а, значит, мотивировать работников к предоставлению качественных услуг гражданам страны. Для социальной сферы, как и для экономики, должно, наконец, стать актуальным такое понятие, как "борьба за потребителя", - подчеркнул В.Путин.  
 
Президент обозначил первоочередные задачи по формированию новой социальной политики государства: "Основа социальной политики - это адекватный уровень доходов людей. Уже в ближайшие годы мы должны покончить с бедностью среди пенсионеров, подняв средний размер пенсии больше прожиточного минимума (напомним, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по России во втором квартале 2007 года составляла 3809 рубля), и довести уровень оплаты труда в социальной сфере до среднего уровня зарплат в каждом из регионов страны".  
 
Путин напомнил, что Россия ставит перед собой задачу к 2020 году войти в пятерку крупнейших экономик мира. "Мы точно эту задачу решим. Мы способны этого достичь и это сделаем, но это не самоцель. От объема экономики будет зависеть возможность государства по решению социальных вопросов", - сказал президент РФ.  
 
Президент выразил озабоченность ростом инфляции в стране. Он считает, что хотя инфляция в России имеет не катастрофические последствия для социальной сферы, она отражается на жизни людей. Вместе с тем, Президент выразил уверенность, что государство в состоянии справится с этой проблемой. "Макроэкономические показатели в целом устойчивые, экономика развивается позитивно. Вектор, абсолютно очевидно, выбран правильный, и приносит свои результаты", - сказал В. Путин 
 
Президент РФ В. Путин выразил надежду, что "все представленные в парламенте партии и две палаты Федерального собрания будут конструктивно работать в ближайшее время и в ближайшие годы, так же как это и было".  
 
Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев сосредоточился в своем выступлении на мероприятиях, посвященных Году семьи, а также на вопросах контроля выделяемых на эти программы средств. 
 
"В этом году начинается новый период - Год семьи, и 52 млн семей должны почувствовать отдачу от этой работы", - заявил первый вице-премьер.  
 
Он отметил, что в регионах будут созданы специальные программы по реализации Года семьи. " Мы ощущаем необходимость в гораздо большем количестве детских садов, школ, спортивных сооружений. В регионах уже много делается, но еще больше предстоит совершить. Просьба контролировать планы в территориях, а мы будем контролировать свою федеральную часть", - обратился Д. Медведев к членам Совета Федерации.  
 
Говоря о нацпроекте "Здоровье", первый вице-премьер отметил, что удалось достичь неплохих результатов: прирост населения за прошлый год составил 7%, снижение смертности - также около 7%, естественная убыль населения сократилась на одну треть по сравнению с 2006 годом.  
 
Он сообщил, что в этом году на 1 млрд будут увеличены квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе в регионах. Всего на эти цели предполагается истратить 3 млрд рублей.  
 
Д. Медведев напомнил, что в 37 субъектах РФ высокотехнологичные медицинские центры уже функционируют и предполагается построить еще 15 таких центров. Три из них будут запущены в ближайшее время.  
 
Были отмечены также и успехи в реализации нацпроекта "Доступное комфортное жилье". "В регионах начался строительный бум. Особое внимание при реализации жилищных программ уделяется молодым семьям, возраст которых был повышен до 35 лет, что дало возможность расширить число участников программы. Федеральная часть субвенций составляет от 10 до 35 % в зависимости от экономических возможностей регионов",- сказал Д. Медведев  
 
В числе важных задач законодательной власти первым вице-премьером были названы скорейшее принятие закона об опеке и попечительстве и изменений в Жилищный кодекс.  
Первый вице-премьер обратил внимание сенаторов на то, что одной из серьезных задач на ближайшие годы должно стать развитие библиотек. По его словам, всего в стране насчитывается 130 тыс. библиотек, "из них значительная часть находится в посредственном, а иногда в плачевном состоянии". Только в 15% из них есть компьютеры и лишь 9% подключены к Интернету. "Это тоже большая задача на ближайшие годы", - отметил Д. Медведев. 

Информация о работе Модели социальной политики РФ