Молодая семья и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:26, реферат

Описание

Цель работы: осветить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.47 Кб (Скачать документ)

Пока  новейшая тенденция к «постарению» брачности слишком молода, чтобы  быть абсолютно уверенным в том, что она представляет собой окончательный  отказ от традиционной модели ранней брачности, издавна господствовавшей в России.

На протяжении XX века, по мере того как овдовение  утрачивало свою роль почти единственного  основания для заключения повторного брака, быстро росло число повторных  браков, заключаемых разведенными. Максимального значения коэффициент суммарной брачности для повторных браков достиг в 1987 г. Но вскоре началось резкое падение показателя, и за короткое время он вернулся практически к уровню конца 1960-х годов. При этом доля повторных браков в общем числе браков стала намного выше, чем тогда (более четверти и у мужчин, и у женщин), и довольно стабильна. Не слишком меняется и средний возраст вступления в повторный брак. С 1970-х годов он повышался небольшими темпами, что было следствием увеличения длительности брака при разводе. Возможно, такая противоречивая динамика отражает общее изменение отношения к регистрации брака — и первого, и повторного.

Компенсация разводов и овдовения повторными браками, не будучи, конечно, полной, весьма значительна (особенно для мужчин) —  уже через 5 лет после прекращения  брачного союза 44–45% мужчин и 22–23% женщин вступают в повторный брак, а еще  через 5 лет больше половины мужчин и каждая третья женщина состоят  в зарегистрированном или незарегистрированном союзе с новым партнером. Заметим, что у женщин сформировалась в  целом положительная тенденция  вступления в повторный брак, по-видимому, за счет снижения рождаемости и изменения  социальных норм, касающихся возможности  для женщины с детьми искать нового семейного партнера.

Одно  из центральных мест в новейших тенденциях занимают изменения, связанные с  социально-экономической и психологической  переоценкой положения, ролей женщины  и мужчины в обществе и семье.

Молодая женщина, находящаяся в самом  начале жизненного пути, получила невиданную ранее свободу выбора во всех сферах жизнедеятельности, в том числе  и свободу создавать семью  — в той форме, в которой  она считает для себя приемлемой, с тем числом детей, которое пожелает, и в те сроки, какие сочтет нужными. Профессиональная занятость стала  нормой женской биографии и изменила тип жизненной стратегии женщины  и семьи в целом.

Одновременно  мужчина окончательно утратил неоспоримые  права быть единственным кормильцем семьи и организатором жизни  в домохозяйстве, но при этом повысил  свое участие в семейных делах  в нетрадиционной для него роли.

семья супружеский молодой кризисный

1.2 Психологические особенности

 

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

За последнее  десятилетие наметился ряд тревожных  тенденций, свидетельствующих о  кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность, развития новой научной  дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональное и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, измены, нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Изменение демографической ситуации - падение  рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной  компетентности детей, воспитывающихся  в таких семьях. Следует констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в  значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией активного включения отца в процесс  воспитания еще на этапе раннего  детства ребенка столь ж ярко выступает тенденция дистанцирования  отца от проблем воспитания, его  с низкой эмоциональной вовлеченности  и ориентации на родительство — значимого фактора в достижении личностной идентичности и психологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно выполнять свою роль.

Другой  социальной проблемой является рост числа неофициальных браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.

Еще одна социальная проблема связана с увеличением  числа детей, оставшихся без попечения  родителей, в частности резкое возрастание  социального сиротства. Сегодня  таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины  социального сиротства – разводы, рост случаев лишения родительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав , временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи . В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей отец и мать страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно в неполной семье. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточно продуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличению детей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных приютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекции и социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений, ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах, нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий их полноценного психического развития.

Сокращение  и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей  о реальных потребностях, интересах  и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье  ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно  констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские  воспитательные учреждения , а также  на специально приглашенный персонал и, тем самым, самоустранения родителей  от процесса воспитания ребенка.

Теоретической основой психологии семьи стали  исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической  психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.

Возрастно-психологическое  консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает  семью и семейное воспитание как  важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей  отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение  и межличностные отношения в  семье как основу личностного  роста и самореализации, разрабатывает  формы и методы оптимизации личностного  развития человека с учетом ресурсов семьи.

В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как  важный фактор в контексте проблем  этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических  нарушений и отклонений. Итак, система  научных знаний, добытая в различных  сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической  помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной  семейной психологии, актуальной задачей  которой является интеграция знаний о семье и практического опыта  работы с семьей в целостную психологическую  дисциплину - психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

 

    1. Социальные особенности

 

В начале XX века преобладающим типом семьи  в России была традиционная крестьянская семья, и мало кто думал, что дни  ее сочтены и понадобится всего  несколько десятилетий, чтобы под  натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья  в России ушла в прошлое — как  и сама традиционная российская деревня.

Можно по-разному  относиться и к самим этим переменам, и к методам, которыми они осуществлялись, но невозможно оспорить их конечного  результата. Уже к середине минувшего  столетия в России количественно  преобладали семьи городских  жителей, и доля таких городских  семей все время росла. Между 1926 и 1989 г. численность населения России увеличилась на 59%, численность городского населения — в 6,6 раза, число городских семей — более чем в 8 раз.

Число городских  семей быстро увеличивалось, потому что бурно росло городское  население, а это в свою очередь  было следствием перемещения большей  части рабочей силы из сельского  хозяйства в несельскохозяйственные отрасли, стремительного распространения  промышленных и других городских  видов занятий. При этом производственная деятельность все большего числа  людей перемещалась за пределы семьи  и превращалась для большинства  из них в труд за зарплату. В результате семейные и производственные обязанности  отделялись друг от друга в пространстве и времени, их сочетание усложнялось. В России, как и в некоторых  других республиках бывшего СССР, эти общемировые тенденции были доведены до крайности, в частности  в том, что касается женской занятости (она почти не отличалась от занятости  мужчин в 1970–1980-е годы).

Еще одно ключевое изменение, которое также  не могло не сказаться на семье  и семейных ролях, — стремительный  рост уровня образования мужчин и особенно женщин. В России даже в 1920-е годы проблемой была обычная грамотность, умение читать и писать. Начиная с поколений, родившихся во второй половине 1930-х годов, быстро росла доля мужчин и женщин, получающих высшее или среднее образование. У мужчин, родившихся в первой половине 30-х годов, среднее или высшее образование получали 333 человека на тысячу, у женщин — 294. Для родившихся тридцать лет спустя, в первой половине 60-х годов, соответствующие показатели были 911 и 947.

Резко выросшие требования к воспитанию и образованию  подрастающего поколения также  не могли остаться без последствий  для семьи, ибо очень сильно увеличились  затраты на каждого ребенка и  продолжительность срока их содержания родителями. А так как параллельно  с этими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременно увеличивалось и число  выживающих детей, и объем затрат (не только денежных, но и времени, эмоциональной  энергии и т. п.) на каждого из них.

Семья оказалась  перед новыми вызовами, на многие из которых она не готова была ответить. Нарушилась свойственная крестьянской семье тесная связь между числом едоков и числом работников. Теперь потребности семьи при прочих равных условиях зависят от числа  и возраста ее членов, прежде всего  детей, остающихся иждивенцами намного  дольше, чем прежде, а экономические  ресурсы — от оплаты труда имеющихся  в ее составе работников. Прямой связи между тем и другим нет.

Кроме того, в новых условиях, чтобы дать детям  образование, обеспечить необходимый  уровень заботы о здоровье членов семьи и т. п., понадобились особые профессиональные знания, специальные  учреждения с развитой инфраструктурой, заменить которые семья не может. Ответом на эту новую ситуацию во всем мире стало развитие современных  образовательных и медицинских  учреждений, систем социального обеспечения, берущих на себя иждивение некоторых  нетрудоспособных членов семьи (например, пенсионеров, инвалидов), помощь матерям  с детьми и ряд других функций материальной поддержки семьи, а также развитие сферы бесплатных или частично оплачиваемых услуг, доступ к которым не связан жестко с доходами семей (образование, здравоохранение и пр.).

В итоге  резко возросли даже минимальные  «вложения в человека» — причем как вложения семьи, так и вложения общества, тогда как ресурсы и  семьи, и общества в 1920–1930-х годах  были более чем ограниченными. Стоит  ли удивляться, что подобно тому, как это происходило в других странах, в России началось быстрое  снижение рождаемости, которое стало  ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост «стоимости»  человека.

Информация о работе Молодая семья и её особенности