Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:29, творческая работа
Проблема распространения вредных привычек среди молодежи всегда была чрезвычайно актуальной. К числу основных можно отнести табакокурение, алкоголизм, наркоманию и компьютерную зависимость. Все они имеют различную степень влияния на здоровье, психическое развитие и становление личности в целом. Но всех их объединяет одно: они выступают так называемым механизмом позиционирования собственного «я». Почему же именно вредные привычки? В чем причина возникновения у молодых людей разного рода зависимостей, столь негативно влияющих на развитие личности? Проблема ли только в отдельном социальном субъекте, называемым молодежью, или во всем обществе в целом? Для ответа на эти и другие вопросы следует изучить ситуацию более детально.
Молодежь и вредные привычки. Вредные привычки как механизм позиционирования собственного «Я».
Проблема распространения вредных привычек среди молодежи всегда была чрезвычайно актуальной. К числу основных можно отнести табакокурение, алкоголизм, наркоманию и компьютерную зависимость. Все они имеют различную степень влияния на здоровье, психическое развитие и становление личности в целом. Но всех их объединяет одно: они выступают так называемым механизмом позиционирования собственного «я». Почему же именно вредные привычки? В чем причина возникновения у молодых людей разного рода зависимостей, столь негативно влияющих на развитие личности? Проблема ли только в отдельном социальном субъекте, называемым молодежью, или во всем обществе в целом? Для ответа на эти и другие вопросы следует изучить ситуацию более детально.
Проблема социального развития молодежи давно и всесторонне изучается социологами. Разрабатываются теоретические подходы к пониманию сущности данного процесса.
Молодежь - социально-демографическая общность с характерными возрастными, социально-психологическими особенностями и ценностями, обуславливающимися уровнем социально-экономического, культурного развития, спецификой социализации и индивидуализации в обществе. Молодежь выступает значимым социальным субъектом, не нужно даже напоминать, что от нее, по сути, зависит то, каким будет человеческое общество в будущем. Именно в юном возрасте закладывается «фундамент» личности, основы дальнейшего развития и позиционирования себя в обществе. Чем же вызваны столь многочисленные проблемы, такие как распространение вредных привычек, проявляющиеся в подростковый период? Главной причиной тому я считаю сложность протекания процесса социализации в юном возрасте, следствием чего и являются все остальные негативные составляющие, появляющиеся в жизни человека в подростковый период.
Как подчеркивает Ч. Миллс, есть два главных средства, при помощи которых поддерживается социальное равновесие. Первое — это «социализация», второе средство — «социальный контроль», под которым понимаются все способы поддержания порядка среди людей.
В чем же проблема социализации молодежи? Социологи определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. социализация предполагает, с одной стороны, следование гражданскому порядку, а с другой — возможность контроля за упорядоченным действием, поскольку есть преемственные критерии, нормы, ценности — то есть все, что необходимо социальному равновесию в обществе. Таким образом, социализация — не самоцель. Она является необходимым для существования человеческого общества процессом.
Однако социализация подразумевает под собой некую стандартизацию поведения, отхождение от «уникальности» каждого члена общества. Уникальности именно в том узком смысле, в котором понимают это слово подростки.
Обратимся к определению такого термина, как социальная роль. Это поведение, которое ожидается от каждого человека, являющегося членом какой-либо социальной группы, это устойчивая система реакций, модель, в какой-то степени шаблон, которому должен следовать человек. Другими словами, именно социальная роль, а не индивид, является основным элементом социальной группы.
Социализация, по Фрейду, -это процесс подавления инстинктов. Не могу сказать, что полностью согласна с данным мнением и его оценкой такого процесса как социализация. В конце концов, человеческое общество подразумевает некую степень подавления инстинктов и желаний. Но не стоит спорить с тем, что с процессом социализации, подразумевающим под собой принятие неких стандартных социальных ролей, в какой-то степени человек утрачивает уникальность. Социальная роль - это не свойство отдельного индивида, и очень редко - общества в целом; это всегда система поведения, принятая в определенной группе, то есть социальная роль - это элемент определенной социальной группы. По отношению к каждому члену группы у остальных ее членов складывается устойчивая система ожиданий того, как он должен вести себя в ответ на то или иное сообщение или на какое-либо событие во внешней среде. Безусловно, это необходимый для общества процесс. Социальные роли сложились тогда же, когда сформировались и первые человеческие коллективы. Круг интересов членов первобытного общества был достаточно узок. И выжить они могли только в составе своей группы. Каждый член группы, посылая сообщение другому ее члену, ждал от него соответствующей реакции – поведения. Любая группа не могла выжить, если бы каждый ее член вел себя как хотел.
В итоге, социализация, вместе со всей значимость для общество, в подростковом возрасте большинстве случаев воспринимается довольно сложно. Основная ее функция, считал Э. Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее «коллективного сознания». Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Я считаю, что основная проблема именно в этом. В восприятии подростками той самой мысли, «подавления собственных интересов», «стандартизации», «шаблонности». В условиях неизбежного давления такого рода общественных механизмов, у подростков появляется острая потребность в позиционировании собственного «я», отличающего их от требуемых обществом стандартов.
Какие же социально психологические особенности характеризуют молодежь? Почему именно они являются препятствием процессу социализации и причиной возникновения всевозможных вредных привычек, как механизма позиционирования собственного «я»?
Основным признаком, позволяющим выделить молодежь в отдельную социально-демографическую группу является возраст и как следствие, обусловленная им «переходность»,выражающаяся наличием некоторых социально-психологических особенностей.
Во-первых, подростки в большинстве случаев зависимы от родителей. Но тем не менее у большинства из них появляется желание вести самостоятельную взрослую жизнь. Нередко эта невозможность осуществления желаний ведет к формированию чувства неуверенности, несостоятельности. Во-вторых, подростки не полностью дееспособны. Несмотря на сознательный возраст, у них отсутствует возможность принятия жизненно важных решений самостоятельно, что вызывает внутренний протест и неосознанное желание противостоять мнению старших. В-третьих, зачастую общество в целом относится к молодежи как к неравноправной, социально незрелой, неполноценной группе, вызывая тем самым у молодых людей острое чувство несправедливости.
Вместе с тем, именно в подростковом возрасте потребность в самореализации выражается особо ярко. Возникает конфликт между данной потребностью и отсутствием ряда возможностей по ее удовлетворению. Это противоречие неизбежно, но оно может выражаться особо ярко в силу некоторых факторов, таких как личностные характеристики, темперамент, окружение и многое другое. Каждый переживает этот внутренний конфликт по-своему. В большинстве определений социализации личности, авторы, подспудно или прямо указывают на присутствие агентов данного процесса. Родители, друзья, тренеры, духовные наставники, предприниматели и другие люди заинтересованы в том, чтобы мы осваивали социальные роли и стремились исполнять их в жизни. Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации. Разница лишь в соотношении организуемых внешних воздействий и автономно, спонтанно возникающих влияний, которые добавляются к осознанному или интуитивному выбору жизненных ценностей самим индивидом.
Роль индивида в процессе социализации сводится к усвоению (неусвоению) предлагаемой обществом системы координат. Во многих случаях, человек следует как раз по пути «неусвоения» той самой заданной системы координат. Но в силу недостаточности жизненного опыта, не полностью сложившейся системы ценностей, норм, позиционирования себя в обществе, зачастую подросткам бывает сложно выбрать собственный «путь». Стремясь отойти от той самой шаблонности, предлагаемой обществом, молодежь зачастую попросту выбирает другие интерпретационные модели, подвергается влиянию разного рода социальных групп, полагая что таким образом отходит от заданных обществом моделей поведения, подчеркивает свою индивидуальность. Это далеко не так. Любая личность представляет собой «носителя социально предoпpeдeлeнныx атрибутов и норм поведения, адекватных идеологии и установкам групп и объединений, имеющих отношение к этой личности. И если подросток отрекается от установок, появляющихся вследствие процесса социализации, это далеко не означает что он «уникален», он попросту перенимает другие модели поведения, зачастую неверные с моральной точки зрения, нелогичные а порой и безрассудные. Все верно, ведь они попросту должны противоречить устоявшимся нормам морали и поведения. конечно, не во всех случаях, но такого рода сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников. В качестве предметов подражания выбираются не родители, учителя, а в большинстве случаев сверстники. Желая выделиться, подростки попросту следуют все тем же самым моделям поведения, просто иным, принятым в других социальных группах.
Принятыми атрибутами взрослой, самостоятельной жизни в тех социальных группах как раз являются разного рода вредные привычки. Курение, алкоголизм и даже наркомания.
Безусловно, не всегда нежелание соответствовать ожидаемым обществом образцам приводит к такого рода последствиям. Но купить сигареты гораздо проще, чем добиться успехов в спорте или учебе, заслужить уважение сверстников, самоутвердиться и выделиться каким-либо другим способом. И, конечно, следует заметить, что общественное мнение в тех кругах формируется на основе ложных ценностей. Другими словами, даже если подросток стремиться выделиться какими-либо другими способами, заслуживающими уважения, его окружение не поддерживает его, имея другие представления, а ему попросту не хватает уверенности, жизненного опыта чтобы не поддаться влиянию окружающих. Кроме того, не только сверстники оказывают негативное влияние на подростков. Символическое содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей или учителей.
Многие находят и другое решение проблемы. Я считаю, что компьютерная зависимость, в том числе игровая, опасна не меньше алкоголизма или курения, и должна стоять наравне с этими проблемами. Осознание неосуществимости некоторых желаний, отсутствия поддержки окружающих, собственной неполноценности приводит к неудовлетворенности действительностью. Многие находят выход из положения путем «ухода» от той самой действительности путем замены ее на виртуальную. По результатам многих социологических исследований, основными причинами зависимости от компьютера, будь то компьютерные игры или социальные сети, является желание уйти от действительности.
Как же бороться с такого рода проблемами в обществе? Безусловно, не стоит забывать о формировании общественного сознания средствами массовой информации. В последнее время все большее внимание уделяется, к примеру, социальной рекламе, что безусловно позитивно сказывается на ситуации в целом. Но я считаю, что основную роль не только в процессе социализации, но и в жизни человека в целом играют его личностные характеристики и уровень культуры.
Некоторые социологи считают, что хотя культура влияет на поведение, характер человека формируется на основе биологических факторов. Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметом горячих споров. Некоторые ученые, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма могут быть обусловлены генетически. Не считаю себя в праве опровергать мнение специалистов и не исключаю возможность влияния на поведение человека генетических факторов, но все же остаюсь глубоко уверенной, что социальная среда имеет огромное влияние на формирование личности.
Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность и мистицизм. Поэтому американцы обычно с уважением относятся к прославленным спортсменам, астронавтам, к пятистам "людям года", определяемых журналом "Fortune". Индийцы склонны с почтением относиться к религиозным или политическим деятелям, выступающим против насильственных методов (например, к Махатме Ганди). Неужели это можно объяснить как генетически заложенную предрасположенность?
Все люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности - от законов до неписанных правил хорошего тона, - регулируют поступки и стремления людей.
В качестве заключения следует сказать, что многих проблем в подростковом возрасте позволяет избежать должная социальная среда в детстве. Взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. Кули считал, что личность формируется благодаря "зеркальному Я", из нашей интерпретации мыслей и чувств других людей по поводу нас.
Литература:
Смелзер Н. Социология. Под ред В.А.Ядова — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
Чупров В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия. // Молодежь России: социальное развитие. М., Наука, 1992. С. 9-11.; Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.
Зубок Ю.А., Смакотина Н.Л. Неопределенность социальная //Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М.: Академия, 2008
Ссылки на Интернет-ресурсы:
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://www.ecsocman.edu.ru/
6