Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:15, доклад
Молодежь на рынке труда– это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами
или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок
неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское
бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем
желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за
занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения
криминального потенциала общества.
социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет
способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и
отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста
продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную
трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к
рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли
предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых
доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится
потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном
направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в
особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости
среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не
менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у
зрелых работников.
Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению
положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом
рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и
экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде:
размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих
способностей и
профессиональной карьеры.
На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены
проблемы занятости молодежи:
-диспропорциональность
на молодежном сегменте рынка
труда,
-причины незанятости
безработной молодежи,
-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ,
школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов,
учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с
точки зрения
профессионально-
ориентаций
в сфере труда и социально-
труда города,
-факторы успешной
профессиональной карьеры,
-проблема
координации деятельности
профессионального
самоопределения и занятости
молодежи,
- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной
работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного
сегмента рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых
отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке
труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере,
которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к
возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением
безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства.
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо
деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к
исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам
процесс нормальной
социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и
деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс
подготовки и
воспитания задают профессионально-
подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд,
модель поведения
на рынке труда и в сфере
трудовых отношений.
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует
целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа,
которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с
учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на
рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных
институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и
занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных
психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики
образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты,
профессиональные
учебные заведения разного
В современных социально-
проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации -
это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих
высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных
профессий на рынке труда города, района.