Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 07:03, реферат

Описание

Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности

Работа состоит из  1 файл

Молодёжь и общество.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в  современном мире

 

Федеральное агентство  по образованию РФ

 

Ульяновский государственный  университет

 

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

 

Кафедра педагогики профессионального  образования и социальной деятельности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

«МОЛОДЁЖЬ И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ»

Особенно остро проблема социальной адаптации молодежи и  ее роли в общественной жизни стоит  в постперестроечной России. Время  глобальных реформ, захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало»  систему прежней «морали», существенно  перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя иного выбора как самую что ни на есть настоящую  борьбу за выживание. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо  воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю  систему ценностей; молодому поколению  еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей  еще нет, а если и есть, то условная…  и вообще ценности как таковые  для молодежи относительны, хотя она  отнюдь не безнравственна, как это  принято считать.

Можно сказать, что формирующиеся  уже сегодня стили общения, мировосприятия, ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций  развития социальной структуры «постпереходного» российского общества.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений  в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние  на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в  молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского  общества происходят глубокие изменения  его социальной стратификации, одной  из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном  расслоении. В социальной структуре  появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде  рабочих и крестьян, связанные  с отношениями к той или  иной форме собственности. Между  слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени  принадлежит молодежь. Именно поэтому  фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают  социальное происхождение и собственное  социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются  по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей  характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается  не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики – одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности. Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:

– возрастные границы и  социально-психологические особенности.

– специфику социального  статуса, социально-культурное поведение.

– процесс социализации как единство социальной адаптации  молодежи в индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего». Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности – ростом убийств  и самоубийств, в том числе  среди молодежи. Причина – возникновение  сложных личных и жизненных ситуаций. По данным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников  госучреждений для детей сирот  кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Причина – нерешенность социально-экономических и бытовых  проблем. Во-вторых – в тенденции  ухудшения состояния здоровья детей  и подростков. Растущее поколение  менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать  себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них  имеют серьезные морфофункциональные  отклонения. В-третьих – в тенденции  расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. В-четвертых – в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности – профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. В-пятых – в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. «Большая зарплата» – этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального  влияния на молодежь в последнее  время не может не беспокоить российскую общественность. Среди уголовных  преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди  правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в  настоящий период быстро растет. Это  зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и  большей части молодых людей  родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они  не могут получить этого в связи  с тем, что они не имеют специальности  или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы  после получения образования. В  настоящее время все больше и  больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности  реализации своих возможностей или  от того, что по непониманию серьезности  их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Проблема наркомании среди  молодежи. Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы  выбывают из общественной жизни –  трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый  веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудноизлечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в  корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные  с распространением наркотиков и  незаконным обогащением. Специфической  чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ  наркоманов. Их возникновение связано  с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытание  затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих  наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми, кто  первоначально приобщил его к  потреблению наркотиков. Для наркомана  весьма характерно стремление приобщить  к пороку свое ближайшее окружение. Тяжесть социальных последствий  обостряется, если учесть то, что наркомания – молодежная проблема.

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения  трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

Социально-психологические  проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками  – учителя, школьные психологи и  т.д., также нуждаются в выработке  совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы  обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что  молодежная среда становится опасной  криминогенной зоной. Нарастают  неблагоприятные тенденции, как  омоложение преступности, усиление ее группового характера.

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую  тревогу у правоохранительных органов  вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. Как правило, правонарушения совершают молодые  женщины, не нашедшие себя в жизни: без  семьи, без средств к существованию, без жилья.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс  социализации молодежи в современном  Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком  определенного уровня физического  и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического  и полового созревания могут заметно  разниться: на юге они оказываются  значительно более высокими, чем  на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать  также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности  в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своим  содержанием приобщение личности к  определенному уровню культуры, к  той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для  личности. В случае осознания таких  проблем она вполне способна их плодотворно  решать – конечно, при наличии  необходимых объективных предпосылок  для этого. Значит, тогда человек  выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь  в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или  ином ее этапе, это может тормозить  процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой  ситуации может заставить человека ставить перед собой новые  цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо  хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких  поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью  социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность  человека определенным образом противостоять  обществу в том случае, если оно (или  его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в  социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация  личности с обществом, с другой –  обособление в нем. Здесь и  возможны две крайности, которые  приводят личность к тому, что она  становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с  обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и  ролевых ожиданий, неспособности  хоть в чем-то ему противостоять  личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для  общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного  или авторитарного режима). Острота  этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и  процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось  внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит  от человека, его умения управлять  собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда  объективные условия жизни порождают  определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и  состоит существо перехода объективной  детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает  разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного  опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Информация о работе Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире