Мониторинг социальных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:58, контрольная работа

Описание

Социальный мониторинг (от лат. monitor — пре¬достерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений социального объекта управления, характеризуе¬мая постоянством, регулярностью осуществле¬ния в т Объективные предпосылки и возможности проведения мони¬торинга заключаются в органическом единстве прошлого, насто¬ящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, уси¬ливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся по¬вышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифици¬рованных специалистов, способных к теоретическому переос¬мыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о соци¬ально-экономических и научно-технических тенденциях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...……3
Социальный мониторинг как функция управления……………………...……4
Сущность и принципы социального мониторинга……………………..……..7
Социологические исследования как источник получения управленческой информации………………………………………………………………..…….9
Показатели и индикаторы социального мониторинга………………..….…..11
Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов………………………………………………………………….……14
Заключение……………………………………………………………………….…....17
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, объектом социального мониторинга  являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социологические исследования как  источник получения  управленческой информации.

      Методикой    социологического    исследования    называют    тактику

исследования, тот есть  систему  операций,  процедур,  приемов установления социальных фактов, их  систематизации  и  средств  анализа.  К  методическим инструментам относят способы сбора первичных данных,  правила  осуществления  выборочных исследований, способы построения  социальных  показателей  и  др.

            Процедурой социологического исследования  можно назвать определенный порядок  действий,  направленных  на  выполнение  задач  конкретного   этапа социологического  исследования  (подготовки  исследования,  сбор   первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить  методологические,  методические  и  организационно- технические процедуры, общей целью которых  является  получение  достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...

      Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических   предпосылок   в   соответствии   с    основными    целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил  процедуры, а  также  логической  последовательности  операций  для  проверки   гипотез.

      Методический  раздел  программы   социологического   исследования   является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический  план, на основе которого  осуществляется  переход  от  теоретических  положений  к использованию   методов   измерения,   регистрации   и    анализа    данных; упорядочивает  методические  средства   и   процедуры   в   соответствии   с поставленными задачами, обеспечивает возможность  сопоставления  результатов разных исследований.

      В двадцать первом веке человечество сформировалось в высокоразвитое, интеллектуальное общество, в котором превосходно  развиты различные социальные структуры. Но, как и раньше, перед ним  продолжают возникать всевозможные проблемы. Например, потребность оценить мнение общественности относительно какого-либо продукта или услуги. Появляется резонный вопрос, каким образом это сделать? Для рациональной реализации данной задачи нужно хорошо понимать саму суть проблемы, ее причины. Для этого и существуют социологические исследования. Что такое социологические исследования? Социологические исследования, это система последовательных процедур, связанных одной целью: получить объективные и достоверные данные об изучаемом объекте, услуге или явлении.  
Такие социологические исследования очень важны и имеют огромное значение. Их трудно переоценить, ведь они помогают исследователю не останавливаться в своих исследованиях. Опровергать или подтверждать свои гипотезы и догадки. Оценивать и анализировать, собранную в ходе проведения социологических исследований, информацию об изучаемом объекте или явлении.  
Социологические исследования играют роль своеобразного моста, между окружающей действительностью и теоретическими познаниями.  С помощью социологических исследований появляется возможность обозначить довольно обширный круг задач и вопросов и подсказать конкретные методы и рекомендации для их решения.  
Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.  
Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования. Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления. 
 

      Показатели  и индикаторы социального  мониторинга

     Общесоциальные  индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др. 

     Доля  пожилых людей в общей численности  населения России достигла 21%. В 36 регионах удельный вес пожилых и престарелых существенно превышает среднероссийские показатели. Территории страны, где он достигает значений от 26 до 28,5%, характеризуют как «зоны демографического бедствия».

     В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.

     Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.

     Перспективным является использование индекса  развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.

     Относительно  широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т. д.

     Мониторинг  данного вида позволяет количественно  оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.

     Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.

     В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть  глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.

     Специфическими  объектами мониторинга в регионах являются:

     демографические процессы, в том числе естественное движение населения;

     состояние воздушного и водного бассейнов;

     качество  питьевой воды;

     радиационное  загрязнение;

     транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.

     Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:

     экономическая динамика в целом;

     устойчивость  предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;

     криминализация  экономических структур;

     изменение трудовой мотивации населения;

     движение  финансовых потоков и финансового  обеспечения, прежде всего, отраслей специализации  и социальной сферы;

     состояние технологического потенциала и др.

     Перечень  статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия оперативных мер.

     Для целей же стратегических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных  образований в средне- и долговременной перспективе, целесообразно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.

     В связи с этим представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - НАВIТАТ. Для характеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного управления и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов

    Необходимо  помнить, что реализация мониторинга  качества жизни населения и его  основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.

    Информационный  фонд социально-экономического мониторинга  должен представлять собой систематизированные  многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.

    Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:

    - здоровье  населения;

    - уровень жизни  населения;

    - образ жизни  населения;

    - социально-экономический  потенциал территории и т. д.

    Информационной  основой социально-экономического мониторинга  территории могут служить  базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия  среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.

    Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.

    Функционирование  социально-экономического мониторинга  территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.

    Финансовое  обеспечение разработки и поддержания  в работоспособном состоянии  системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

     Социальный  мониторинг- инструмент современной  социальной политики. Он позволяет  лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к  социально- экономической политике.

     В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских  организаций, разрабатывающих множество  специфических проблем социального  мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них1:

     1.Мониторинг  экономических условий в Российской  Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании  выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)

     2.Всероссийское  панельное исследование

     3.Бюджетное  исследование Госкомстата

Информация о работе Мониторинг социальных процессов