Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:31, доклад
Первое "Мужское освободительное движение" (The Men’s Liberation) зародилось в США в 1970 г. в русле либеральной идеологии. Его организационным центром в 1970-80-х годах была "Национальная Организация для меняющихся мужчин", которую в 1991 г. сменила "Национальная организация мужчин против сексизма" (The National Organization for Men Against Sexism - NOMAS).Главный источник всех мужских проблем и трудностей идеологи движения усматривали в ограниченности мужской половой роли и соответствующей ей психологии, доказывая, что от сексистских стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины. : "Мужское освобождение, - писал в 1970 г. Джек Сойер, - стремится помочь разрушить полоролевые стереотипы, рассматривающие "мужское бытие" и "женское бытие" как статусы, которые должны быть достигнуты с помощью соответствующего поведения… Мужчины не могут ни свободно играть, ни свободно плакать, ни быть нежными, ни проявлять слабость, потому что эти свойства "фемининные, а не "маскулинные". Более полное понятие о человеке признает всех мужчин и женщины потенциально сильными и слабыми, активными и пассивными, эти человеческие свойства не принадлежат исключительно одному полу".
Первое "Мужское
освободительное движение" (The Men’s
Liberation) зародилось в США в 1970 г. в русле
либеральной идеологии. Его организационным
центром в 1970-80-х годах была "Национальная
Организация для меняющихся мужчин",
которую в 1991 г. сменила "Национальная
организация мужчин против сексизма"
(The National Organization for Men Against Sexism - NOMAS).Главный
источник всех мужских проблем и трудностей
идеологи движения усматривали в ограниченности
мужской половой роли и соответствующей
ей психологии, доказывая, что от сексистских
стереотипов страдают не только женщины,
но и сами мужчины. : "Мужское освобождение,
- писал в 1970 г. Джек Сойер, - стремится помочь
разрушить полоролевые стереотипы, рассматривающие
"мужское бытие" и "женское бытие"
как статусы, которые должны быть достигнуты
с помощью соответствующего поведения…
Мужчины не могут ни свободно играть, ни
свободно плакать, ни быть нежными, ни
проявлять слабость, потому что эти свойства
"фемининные, а не "маскулинные".
Более полное понятие о человеке признает
всех мужчин и женщины потенциально сильными
и слабыми, активными и пассивными, эти
человеческие свойства не принадлежат
исключительно одному полу".
Авторы мужских бестселлеров 1970-х годов
Уоррен Фаррелл, Марк Фейген Фасто, Роберт
Брэннон и другие доказывали, что для устранения
мужских трудностей необходимо прежде
всего изменить социализацию мальчиков,
образно говоря - позволить им плакать
(они еще не знали, что плачущий большевик
Рыжков все равно останется большевиком).
Поскольку большинство этих людей были
психологами и выходцами из среднего класса,
социальная структура и связанное с ней
гендерное неравенство и особенно неравенство
в положении разных категорий мужчин оставалось
в тени, а призывы к "изменению маскулинности"
сводились к аргументации в пользу более
широкого выбора стилей жизни, расширения
круга приемлемых эмоциональных проявлений
и возможностей большей самоактуализация
для мужчин. Исключением был социальный
психолог Джозеф Плек, который связывал
мужские психологические качества с борьбой
за власть и ее удержание.
Акцент на индивидуальных качествах, а
не на социальной стратификации и гендерном
порядке, означал отрицание или недооценку
реальных мужских привилегий и сведение
всей проблемы к такому воспитанию, которое
позволило бы мужчинам гармоничнее сочетать
в себе инструментальные и экспрессивные
роли, как они были описаны Талкоттом Парсонсом.
Тем не менее это было демократическое
движение. В официальной декларации NOMAS
(1991) подчеркивается, что "мужчины могут
жить более счастливой и полноценной жизнью,
бросив вызов старомодным правилам маскулинности,
предполагающим принцип мужского верховенства".
Три главных принципа организации - положительное
отношение к мужчинам, поддержка феминистского
движения и защита прав геев.
Традиционная
маскулинность включает много положительных
черт, которыми мы гордимся и в которых
черпаем силу, но она содержит также качества,
которые ограничивают нас и причиняют
нам вред. Мы всячески поддерживаем мужчин,
борющихся с проблемами традиционной
маскулинности. Как организация для меняющихся
мужчин, мы заботимся о мужчинах и особенно
озабочены мужскими проблемами, также
как и трудными вопросами, с которыми сталкивается
большинство мужчин".
Социальное освобождение и самоизменение
мужчин возможны только совместно с женщинами.
Гендерная стратификация - это система
мужского верховенства, когда мужчины
как группа угнетают женщин; изнасилование
и другие формы сексуального насилия -
лишь крайние формы выражения этого угнетения.
Речь идет не просто о защите мужчин, а
о борьбе против социального неравенства
и гендерных привилегий во всех сферах
жизни, включая сексуальность. Совершенно
закономерно, что это движение тесно связано
с феминизмом, его идеологи и активисты
называют себя феминистами или профеминистами.
Ключевыми фигурами этого течения стали
социологи Майкл Киммел (США) и Роберт
Коннелл (Австралия)
Особую разновидность его, скорее интеллекутальную,
чем политическую, образует социалистический
мужской феминизм, находящийся под сильным
влияние марксистского структурализма.
В отличие от либерального мужского феминизма,
концентрирующего внимание преимущественно
на психологических и особенно психосексуальных
трудностям мужского бытия, эта группа
придает больше значения классовому неравенству,
политическим институтам и отношениям
власти.
Однако политика, пафос которой направлен
на отмену привилегированного положения
мужчин, не может мобилизовать под свои
знамена широкие мужские массы. Хотя идеи
"мужского освобождения" получили
довольно широкое распространение в США,
Англии и особенно в Австралии, серьезной
политической силой это движение не стало.
Мужские организации этого типа многочисленны,
но малочисленны, представлены в них преимущественно
мужчины среднего класса с университетским
образованием и леволиберальными взглядами.
По своему характеру, это, как правило,
"мягкие" мужчины, чей телесный и
психический облик порой не отвечает стереотипному
образу "настоящего мужчины" - сильного
и агрессивного мачо. Мнение, что это преимущественно
геи, не соответствует истине (геи и бисексуалы
составляют по разным подсчетам от 10 до
30% ). Однако интерес к мужским проблемам
часто стимулируется личными трудностями
(отсутствие отца, непопулярность среди
мальчиков в классе, неудачный брак, трудности
отцовства и т.п.) Для многих из этих мужчин
общественно-политическая деятельность
психологически компенсаторна.
Среди обычных мужчин интерес к проблемам
маскулинности невысок. В некоторых университетах
США уже больше десяти лет преподается
курс "Мужчины и маскулинность". Казалось
бы, он должен интересовать юношей. Но
80 - 90% его слушателей - женщины, а среди
немногих мужчин преобладают представители
этнических и / или сексуальных меньшинств.
Причина этого не в том, что молодые мужчины
не имеют проблем (книги на эти темы хорошо
раскупаются), а в том, что они стесняются
признаться в этом.
Значительно более массовыми являются
правые, консервативно-охранительные
мужские движения, направленные на сохранение
и возрождение ускользающих мужских привилегий.
В противоположность либералам и феминистам,
идеологи американского "Движения за
права мужчин" (The Men’s Rights Movement) Уоррен
Фаррел, Херб Голдберг и другие, видят
главную опасность для мужчин в феминизме
и растущем влиянии женщин.
Сначала Фаррел
был одним из самых рьяных защитников
"мужского освобождения", но затем
резко изменил позицию По его мнению, "сексизм"
и "мужское господство" - не более,
чем мифы, придуманные агрессивными женщинами
в целях унижения и дискриминации мужчин.
Никакой "мужской власти" в США не
существует. "Иметь власть - не значит
зарабатывать деньги, чтобы их тратил
кто-то другой, и раньше умереть, чтобы
другие получили от этого выгоду"3. И
на работе и в семье современные мужчины
угнетены больше, чем женщины, которым
всюду даются преимущества. Под видом
борьбы против сексуального приставания
и насилия женщины блокируют мужскую сексуальность,
в семье американские мужчины бессильны,
при разводе отцы теряют право на собственных
детей и т.д. Спасти мужчин может только
организованная самозащита, чем и занимаются
многочисленные союзы и ассоциации - "Коалиция
для свободных мужчин", "Национальный
конгресс для мужчин", "Мужские права"
и т.п Особенно популярна среди мужчин
идея защиты прав отцов вообще и одиноких
отцов в особенности.
Важную роль в обосновании и возрождении
идеи сильной маскулинности играет протестантский
фундаментализм. Еще в начале XX в. в США
и Англии получили распространение принципы
"мускулистого христианства", стремящегося
спасти заблудшие мужские души от губительной
для них феминизации и изображающего Христа
не мягким и нежным, а сильным и мускулистым..
На волне неоконсерватизма 1980-х годов
эта идеология получила новые стимулы.
Возникшее в начале 1990-х годов по инициативе
бывшего футбольного тренера Колорадского
университета Билла МакАртни движение
"Верных слову" (Promise Keepers) воинственно
выступает против "феминизации" и
"гомосексуализации" общества. Мужскую
агрессивность, которую либеральные теоретики
хотели бы искоренить, "Верные слову"
считают естественной и неизбежной, все
дело в том, как и куда ее направить. В их
идеологии нет явной мизогинии, но они
утверждают, что коль скоро именно мужчина
создан по образу и подобию Бога, он тем
самым раз и навсегда поставлен выше женщины.
Принцип женского равноправия подрывает
традиционные семейные ценности и дезорганизует
общество. Мужчина всюду и везде должен
быть главой, ведущим, его сущность и призвание
– быть ответственным лидером.Сторонники
этого массового движения осуждают пьянство,
наркоманию и сексуальное насилие, призывают
мужчин "вернуться домой", быть верными
мужьями, способными работниками и надежными
кормильцами, заботливыми отцами и "христианскими
джентльменами": "Держи свое слово,
данное жене и детям, будь человеком слова!Защитой
семейных ценностей это консервативное
движение привлекает к себе симпатии не
только мужчин, но и многих женщин. В его
первом митинге в 1990 г участвовали лишь
72 человека, а в 1995 г. его приверженцами
считали себя уже свыше 600 тысяч мужчин
в 13 городах США! Однако главный лозунг
движения – полный назад! - совершенно
утопичен.
Следует иметь в виду, что политико-идеологические
позиции некоторых мужских движений неоднозначны,
их не всегда можно разделить на "правых"
и "левых". Особенно сложно в этом
плане зародившееся в 1980-х годах так называемое
мифопоэтическое движение. Оно началось
с того, что многие, преимущественно белые,
гетеросексуальные и хорошо образованные
американцы среднего класса стали посещать
собрания и лекции, где обсуждались мужские
проблемы. Эти собрания и митинги не только
позволяли мужчинам общаться с другом,
но и имели психотерапевтическую ценность,
давая людям возможность выговориться,
преодолеть привычную скованность и обменяться
опытом по преодолению типичных мужских
трудностей.Своеобразным манифестом этих
мужчин стала разошедшаяся огромным тиражом
(свыше 500 тысяч экземпляров в твердой
обложке) книга поэта Роберта Блая "Железный
Джон" (1990).