Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 14:02, контрольная работа
Предметом интерпретивных парадигм как раз являются представления людей и соответствующие им социальные действия. Социологи этого направления смысл своей деятельности видят не в выявлении закономерных связей функционирования общественных структур (к чему стремятся представители структурно-функциональной и диалектико-материалистической парадигм), а в изучении способов, с помощью которых люди познают и конструируют реальность в том или ином обществе.
Иными
словами, по Веберу, чтобы уяснить
действительные причинные связи, имеющие
место при создании социальной реальности,
и дать возможно более полное и
комплексное толкование социальным
действиям, необходимо прежде всего
сконструировать
Так, например, можно сконструировать идеально-типическую модель студента или государственного служащего, семьи или даже самого государства. Но модель идеального типа не есть цель познания, а своеобразное метрическое средство, позволяющее анализировать социальные реалии. Как же этим средством пользоваться?
Понятно, что в реальной жизни, строго говоря, не может быть идеального студента или чиновника, семьи или любого другого социального института. Различные причины приводят к тому, что общественное явление всегда будет иметь отклонение от идеального типа. Здесь-то и открываются возможности для сравнивания реального социума с его идеальным типом. Согласно Веберу, идеальный тип позволяет:
1.
сконструировать явление или
социальное действие, как если
бы они имели место в
2.
рассмотреть это явление или
социальное действие
3.
есть возможность сравнить, насколько
явление или действие по своим
количественно-качественным
Мыслительное
образование нереального, идеально-типического
события позволяет понять, как
действительно протекало то или
иное историческое событие. При этом
Вебер обосновывает весьма оригинальный
взгляд: по его мнению, история и
социология – два направления научного
интереса, а не две разные дисциплины.
Так, чтобы выявить историческую причинность
необходимо перво-наперво выстроить идеально-типическую
конструкцию исторического события, а
затем следует сопоставить нереальный,
мысленный ход событий с их реальным развитием.
Тем самым исследователь перестает быть
простым статистом исторических фактов
и обретает возможность понять, насколько
сильным было влияние обстоятельств, какова
роль воздействия случайности или конкретной
личности на данный момент истории.
7.
Непредвиденные последствия
Связи между социальными действиями людей и их результатами, как правило, латентны, не лежат на поверхности явлений. От исследователя требуются усилия, он должен проявить социологическое воображение, чтобы «заглянуть за» видимые проявления конкретных социальных действий индивидов, к каким социальным фактам они в итоге могут привести. Так, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и характером социальных действий – лишь одна часть исследования. Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить, как и почему протестантские ценности, которые сами по себе, явно не были нацелены на определенные экономические результаты, скрыто, не зависимо от намерений способствовали развитию капитализма. По мнению социолога, основной причиной подобного рода непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение в том, что только через постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что мотивированные определенными ценностями социальные действия, выражающиеся в своеобразном типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе, его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той или иной стране.
И
ещё социолог показывает, что результаты
идей, конкретные социальные действия,
даже если они весьма рациональны, отнюдь
не всегда приводят к первоначально задуманным
рациональным результатам. Часто рационально
создаваемая людьми социальная реальность
включает в себя непредвиденные последствия
иррационального толка.
Заключение
Таким
образом, социальные теории Вебера рассматривают
поведение личности в обществе и
виды социальных действий, их последствия.
Одно из самых характерных явлений
в истории развития человечества:
рационализация общества. При этом
теряется духовность, культура, меняются
ценности и, соответственно, отношения
между людьми. В деятельности людей
стала происходить
Использованная литература
1. Вебер М. Класс, сословие, партии (фрагменты). – Личность. Культура. Обществе 2003, Вып. 1–2 (15–16). – М. 2003, – С. 140
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: «Прогресс», 1990. – С. 496.
3. Вебер М. Избранные произведения. – М.: «Прогресс», 1990. – С. – С. 623–624.
4. Некрасов А.И. Социология. – Х.: Одиссей, 2007. – 304 с.
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2008. – 224 с.
6. Волков Ю.Т.,
Мостовая И.В. Социология – М.: Гардарики,
2007. – 432 с.
Размещено на Allbest.ru