М.Вебер «Понимающая социология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:39, реферат

Описание

Концепцию «понимающей социологии» разработал немецкий социолог Макс Вебер. Понимание как прямое постижение противопоставляется Вебером свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Важно не объективное знание, а понимание социальных действий. На место оценки социальных явлений М. Вебер выдвигает принцип свободы от оценочных суждений.

Работа состоит из  1 файл

М.docx

— 18.56 Кб (Скачать документ)

М.Вебер «Понимающая  социология»

    Концепцию «понимающей социологии» разработал немецкий социолог Макс Вебер. Понимание  как прямое постижение противопоставляется  Вебером свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению. Важно не объективное  знание, а понимание социальных действий. На место оценки социальных явлений  М. Вебер выдвигает принцип свободы  от оценочных суждений. Данный принцип  означает, что достоверность и  истинность социальных явлений и  их значимость для социального поведения  есть вещи совершенно различные и подчас несовместимые. Отсюда следует, что нет плохого или хорошего, положительного или отрицательного социального действия, что любое социальное поведение следует понимать из его соотнесения с теми социальными ценностями, которые присущи данной социальной группе (принцип отнесения к ценностям).

    Свою  концепцию М. Вебер называл "понимающей социологией". В ней исследователь  ввел понятие "идеальный тип" и  использовал его для анализа  различных областей общественной жизни.

    «Понимание» никогда не может быть полным и  всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного  взаимодействия людей. Но социолог стремиться понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений. Он имеет дело не только с  материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к  тем или иным ценностям. Комплексный  и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях, сможет ли социолог понять такого индивида?

    Чтобы ответить на эти вопросы и разрешить  поставленные проблемы, Вебер прибегает  к конструированию идеально - типической модели действия индивида, в которой  смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводиться понятие  «целерациональное действие». В нем оба вышесказанных момента совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие - это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентир:

    1. Целерациональное действие - в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

    2. Ценностно-рациональное - основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата;

    3. Аффективное - определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами;

    4. Традиционное - определяется традицией или привычкой.

    Вебер приводит в пример процесс тренировки памяти и интеллекта, который лишь частично "доступен пониманию" - не более чем ряд психопатических  проявлений. Поэтому науки, основанные на понимании, рассматривают устанавливаемую  регулярность в подобных психических  процессах аналогично закономерностям  физической природы. Но, при этом, как отмечает Вебер, не следует на основе очевидности целерационального поведения делать вывод о том, что социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование. Во внимание принимается немаловажная роль в поведении человека иррациональных аффектов, эмоциональных состояний, а также роль меняющихся целей, которые не всегда могут быть уже истолкованы как рациональные. Тем не менее, социология, подобно истории, дает сначала "прагматическое" истолкование, основываясь на рационально понятных связях действий. Поведение, доступное рациональному толкованию, в ходе социологического анализа понятных связей, часто позволяет конструировать наиболее подходящий "идеальный тип". Этот метод применяется в понимающей социологии. Ее специфическим объектом считается не любой вид "внутреннего состояния" или внешнего отношения, а действие. При этом Вебер рассматривает идеальный тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий». Идеальный тип по Веберу фиксирует "культурный смысл" того или иного явления, при этом идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме.

    Согласно  Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:

    Во-первых, сконструировать явление или  человеческое действие, как если бы оно имело место в идеальных  условиях;

    Во-вторых, рассмотреть это явление или  действие независимо от локальных условий.

     "Действием"  же (включая намеренное бездействие,  или нейтральность) всегда называется  понятное отношение к "объектам". Это действие специфически характеризуется  тем, что оно "имело" или  предполагало (субъективный) смысл,  независимо от степени его  выраженности. Прежде всего, поведение  является специфически важным  для понимающей социологии. То  есть его можно соотнести с  поведением других людей по  субъективно предполагаемому действующим  лицом смыслу. Далее это поведение  может быть определено также  этим осмысленным соотнесением. В итоге поведение может быть  понятно объяснено, исходя из  этого субъективно предполагаемого  смысла. Например, субъективно осмысленны  и соотнесены с внешним миром  такие влияющие на поведение  эмоциональные состояния, как  "гордость", "ревность", "зависть". Понимающая социология дифференцирует  эти психофизические явления  по типам смысловой, прежде всего внешней, соотнесенности действия. Поэтому целерациональность служит понимающей социологии идеальным типом именно для того, чтобы оценить степень иррациональности данного действия.

    Понимающая социология, выступая против натурализации всего человеческого, делает сознание, субъективность действующего индивида главным объектом и критерием истинности социального познания. Но при этом забывается, что самосознание, или, говоря социологическим языком,мотивационно-смысловая сфера деятельности, объективно детерминирована и познание ее требует, прежде всего, познания именно этой внешней по отношению к субъективным «смыслам» и мотивам детерминации. То, что отражается в сознании непосредственного действующего лица, а именно субъективный смысл его деятельности, всегда неполно, искажено, частично опиывает реальную ситуацию.

    Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение является наиболее общей категорией деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие возникает тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

    Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку  изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты собственно социологического исследования. Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя, из этого нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое - либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

    И еще  одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального  действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом  понимании означают… категории  определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается  в том, чтобы свести их к «понятному»  поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».

    Строго  говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе - целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно - исторический процесс.

    Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм). 
 

Информация о работе М.Вебер «Понимающая социология»