Национальная специфика и социально-психологические особенности русских бизнес-леди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:41, доклад

Описание

Отчасти приниженное положение женщин в России можно объяснить национальной традицией, что отражено даже в народном фольклоре: пословицах и поговорках. По словам Е.И. Калининой, патриархат, царствовавший в России на протяжении веков, не мог не отразиться на общественном сознании. Тем не менее, в истории известны периоды значительной экономической свободы и высокого статуса женщины.

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ БИЗНЕС-ЛЕДИ.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)
 

    НАЦИОНАЛЬНАЯ  СПЕЦИФИКА И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ  БИЗНЕС-ЛЕДИ

            «Если в этой стране делать что-то по-настоящему, надолго и всерьез, то делать надо с женщинами.»

            Представитель фирмы «Кока-Кола»  в Санкт-Петербурге Генри Уолсон

  1. Предпосылки становления женского бизнеса.

    Отчасти приниженное положение женщин в России можно объяснить национальной традицией, что отражено даже в народном фольклоре: пословицах и поговорках. По словам Е.И. Калининой, патриархат, царствовавший в России на протяжении веков, не мог не отразиться на общественном сознании. Тем не менее, в истории известны периоды значительной экономической свободы и высокого статуса женщины. Еще в Древней Руси женщины владели правом на приданое, наследство, мужья нередко имущественно зависели от жен. Подобной "имущественной эмансипации" не было дозволено ни одним европейским законодательством. Роль таких женщин, как княгиня Ольга, которая провела финансовую реформу на Руси, русские княжны, которые вышли замуж за иностранных правителей, выходила за рамки семьи. Социальный статус женщины снизился в период татаро-монгольского ига. При Петре I кончился период затворничества. В XVIII веке в течение более 60 лет женщина находилась на российском престоле (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II). При правлении Екатерины II впервые в истории России женщина, Екатерина Дашкова, заняла государственный пост, стала президентом двух Академий наук. Знаменитый Казанова, приезжавший в Россию в то время, в своих мемуарах напишет: "Кажется, Россия есть страна, где отношения обоих полов поставлены совершенно навыворот: женщины тут стоят во главе правления, председательствуют в ученых учреждениях, заведывают государственной администрацией и высшею политикой. Здешней стране не достает только одной веши, а этим татарским красоткам - одного лишь преимущества, именно: чтобы они командовали войсками!"(4, 17-18)

    После отмены крепостного права женщины были вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Так постепенно в сознание проникали идеи женской самостоятельности. Кроме того, право голоса россиянки получили в 1918 году, раньше, чем в США, Германии, Великобритании, Франции, Швеции. (4, 17-19)

    Опыт  российской женщины за свои права  гораздо меньше, чем опыт европейки. Та по крохам отстаивала свою свободу. Эмансипацию, которую насильственно вручили русской женщине большевики, она не поняла, т.к. была к ней не готова. С Октябрьской революцией женщина получила статус "товарища": это укрепило ее социальный статус, но лишило в некоторой степени женственности. (5, 76,105)

    Женщина на Руси издавна являлась цементирующей связью, столбовой основой патриархальных (мужчина во главе) отношений. Русская женщина, несмотря на юридическое бесправие, имела силу и влияние в обществе, но действовала не западными женскими хитростями, а прямолинейно, используя статус матери и бабушки. Женщина была авторитетом, она - хранитель традиций клана; мужчину уважали, но фактически командовала женщина. Россия - женская страна, пишет И. Корчагина, не просто женская, а материнская. (5, 153)

    Известно, что социализация происходит в том числе и через сказки, с которыми прививают стереотипы поведения в обществе, передают из поколения в поколение образы "мужского" и "женского". И. Корчагина, проанализировав сказки, провела параллели между реальной жизнью и фольклорным отражением исторической действительности. Корни "мужественной" женственности уходят в глубины российской истории.

    В общественном сознании россиян укрепилось представление о том, что женщина делает карьеру потому, что у нее не удалась личная жизнь, что неустроенность и одиночество вынуждают ее все свое время посвящать работе. Женщина-руководитель в советские времена воспринималась подчас как несчастное существо, лишенное пола.

    Женщина, впрочем, ценилась больше как "трудовая единица", критерием хорошей работы в советском государстве была усталость, что связывается психоаналитиками не только с сублимацией либидо, но даже с девиацией половой жизни. До сих пор, считает Яна Дубейковская, большая часть успешных женщин-руководителей воспринимается массовым сознанием как трансвеститы (те, кто любит переодеваться в мужские одежды), а остальные как транссексуалы (те, кто реально сменил пол). (2, 192) 
 

    2. Отраслевая специфика  женского бизнеса

  Каковы  причины того, что женский бизнес более всего распространился в сфере обслуживания и торговле, так как в технической сфере они менее разбираются. Анализ позволяет привести следующие объяснения:

  1) это связано с предыдущим опытом, навыками и знаниями («Я пока своих детей вырастила, академиком "детских наук" стала»);

  2) женщины реже имеют техническое образование, что препятствует созданию ими предприятий в области строительства, транспорта и промышленного производства;

  3) женщинам труднее найти заемный  капитал, а именно «нетрадиционные» для женщин отрасли требуют больший объем первоначального капитала; («Тут вопрос не в том, в какой сфере я бы хотела фирму создать, а в том, где это было реально Все-таки для рекрутерской конторы, кроме компьютера, по большому счету, ничего не надо было покупать. Это был решающий довод»);

    4)Они  отдают предпочтения «домашним»  отношениям с коллегами(предельно  точно это выражено в названии  работы Г.Бланки и К.Оласа «Женщина  ведет свой бизнес, как обустраивает  дом».)

    3. Отношение женщин-предпринимателей с партнерами.

    По  данным социологических исследований, женщины-предприниматели значительно  реже, чем мужчины страдают от необязательности партнеров.

    На  наш взгляд, ответ на вопрос, почему женщины реже страдают от необязательности партнеров, следует искать в плоскости специфики поведения женщин в бизнесе, а также в отраслевой принадлежности «женских» предприятий.

    Отношения женщин-предпринимателей с постоянными  партнерами более жесткие и осторожные, чем у мужчин. Этот факт идет вразрез с расхожими утверждениями об особой лояльности, гибкости и даже доверчивости деловых женщин.

    Женщины больше ориентированы на соблюдение легитимных правил. Это следствие стремления следовать нравственным нормам и нежелание рисковать.

    Женский бизнес ориентируется на «мирный» характер диалога с партнерами даже в конфликтных ситуациях, хотя присутствует и доля ориентирующихся на силовые методы воздействия. Однако женщины меньше рассчитывают на помощь извне. Так, в случае неуплаты долга женщины в 2 раза чаще выбирают тактику уговоров по сравнению с обращением в арбитраж или в силовые структуры, для мужчин же эти выборы практически равновероятны.

    4.Национальная  специфика и социально-психологические  особенности русских  бизнес-леди.

    Отражением  национальных особенностей является то, что образ несчастливого человека на уровне обыденного сознания россиянина наших дней не связывается с чертами личной непривлекательности или социальной ущербности, наоборот, ему приписывается высокая нравственность и социально-этическая зрелость. К несчастным в России относятся положительно, тогда как на Западе они вызывают неприятие. Интересно, что роль несчастливого человека предпочитают отдавать женщине. Хотя по само оценочным шкалам женщины чувствуют себя несколько более счастливыми и удовлетворенными жизнью.

    Совсем  недавно американский менеджмент обратил внимание на корпоративную культуру японских фирм, признавая их стиль управления эффективным. Японцы рассматривают свою фирму как семью прежде всего, что характерно и для женского подхода к управлению.

    Женский стиль управления основан на традиционных ролевых функциях матери, сестры, помощницы. (7, 48). Сами женщины, занимающие руководящие посты, признают за собой роль матери в управлении. Женщин выгодно отличает ответственность, стремление заботиться о семье в широком смысле слова, будь то: предприятие, банк, издательство и т. д. "Женщина на руководящем посту остается женщиной. Она - хозяйка, ей нужен порядок", " Женщина легче расстается с властью. Поскольку в ней есть материнское начало, она охотнее, чем мужчина, продвигает других. Она не боится конкуренции, а, как мать, гордится успехами своих сотрудников". (4, 65)Наиболее органичная роль для женщины-руководителя быть "мамочкой" для своих подчиненных.

    Исследования  в Самарском регионе показали, что русская бизнес-леди больше ориентирована на состояния и ощущения тех людей, кто рядом, или за кого она ответственна. (8, 56-65)

    У русских бизнес-леди свой путь обретения независимости и утверждения равноправия с мужчинами на руководящих постах. Русские женщины обладают огромным потенциалом, который надо раскрыть, но раскрыть, не отвергая веками сложившиеся устои русского общества.

    Список  литературы

 

    1. Джидарьян  И.А. Счастье в представлении  обыденного сознания // Психологический  журнал, том 2. № 2, 2000. С. 40-48. ' 2. Дубейковская Я. Стоп, Кадры!: Управление  персоналом для умных. - Екатеринбург, 2000,

    3. Здравомыспова-Стоюнина  О. Общество сквозь призму тендерных  представлений // Женщина. Тендер, Культура.  - М.,   1999.

    4. Калинина  Е.И. Женщина и управление:  формула успеха. — С.-Пб., 2000.

    5. Корчагина  И. Парадоксы души русской женщины. - М., 1997,

    6. Лебедева  Н.М, Базовые ценности русских  на рубеже XXI века // Психологический журнал, том 21, № 3, 2000. С. 73-87.

    7. Чирикова  А.Е. Женщина во главе фирмы // Институт социологии РАН. - М.: Иэд-во Института социологии РАН,   1998.

    8. Чирикова  А. "Локомотивы" женского бизнеса  в России // ЭКО. № 9,  1996, С. 56-65.

    9. Чирикова  А.Е., Кричевская О.Н.  Социально-психологические  проблемы становления женского  предпринимательство. - М.,   1996.

    10. Шаберт И. Тендер кок категория новой истории литературы // Пол. Тендер. Культура. - М.,  1998. С.   109-130. 

Информация о работе Национальная специфика и социально-психологические особенности русских бизнес-леди