Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 23:26, реферат
Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.
Социология наций, национальных отношений изучает социально-экономические, социально-политические, культурные, образовательные процессы, вопросы ассимиляции, консолидации и интеграции наций и народностей.
Важнейшим
направлением социологии наций является
круг процессов и явлений в духовной жизни
наций, т. е. образование, культура, язык,
традиции и т. п. Если экономика и социальная
жизнь в основном интернационализируются,
то духовная жизнь выступает в роли своего
рода хранилища национального духа, традиций,
национальной самобытности. Именно язык,
культура, традиции в наибольшей мере
сохраняют национальное, особенное.
Здесь, наверное, самой главной является
проблема языка. С одной стороны, происходит
свободное развитие национальных языков.
Сформировался литературный язык у малых
народов Сибири и Крайнего Севера. Широкое
распространение получило двуязычие.
Многие владеют русским языком как средством
межнационального общения, а русские,
проживающие с другими народами, часто
владеют их языками. Конечно, это прогрессивные
процессы.
По данным переписи, 14 млн. представителей
нерусских народов назвали русский язык
своим родным языком. Многие родители
предпочитали с первого класса учить своих
детей на русском языке. Но начальное образование
разумно вести на родном языке. На совпадение
национальности и родного языка, по материалам
переписи, указывают 93,1% населения, 82% населения
свободно владеют русским языком.
Сейчас проблемы языка, пожалуй, самые
острые в суверенных республиках СНГ.
Национальный язык становится государственным
языком. И это правильно. Но надо учитывать
интересы других национальных групп. Таким
образом, в многонациональных республиках
должно быть два или более государственных
языка. Государству следует обеспечить
законное право учить детей и учиться
на своем родном языке всем гражданам
республики. Большие сложности в Прибалтике,
где сокращают русскоязычные школы, группы
с русским языком обучения в вузах. Не
стоит и форсировать требование обязательного
знания государственного языка, лучше
создать условия для изучения, постепенно
расширяя его общественные функции.
Чтобы представить себе масштаб возможных
трудностей, стоит уточнить, что в СССР
было представлено 10 языковых семей, включающих
162 языка.
Решая языковые проблемы некоторых народов
в Москве или на Крайнем Севере, можно
идти по пути создания культурных обществ,
вводить преподавание языков этих народов
в школах. Для этого требуется проводить
социологические опросы населения, реализовать
национальную политику с учетом мнений
и пожеланий большинства населения.
Следует помнить, что в кризисных ситуациях
вопросы языка, национальной культуры
чаще всего оказываются в эпицентре политической
жизни, неосторожные шаги могут привести
к серьезному социальному напряжению.
Таким образом, социология наций имеет
специфические подходы к изучению национально-этнических
вопросов. У нее большое будущее. В современной
ситуации при решении национальных вопросов
социологическая информация особенно
важна, если мы хотим достичь согласия.