Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:28, курсовая работа
Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).
Введение................................................................................................................3
1. История разработки технологии и возможности SWOT-анализа...........5
2. Технология проведения SWOT-анализа.......................................................9
3. Направления SWOT-анализа организации................................................13
3.1 Анализ внешней среды.............................................................................13
3.2 Анализ внутренней среды........................................................................14
3.3 Количественный анализ ….....................................................................15
Заключение.............................................................................................18
Список литературы....................................................................
Методика
SWOT-анализа исключительно
Так, американская ассоциация управления (АМА) разработала контрольный лист SWOT-анализа, заполнив который для различных конкурирующих фирм, можно оценить сильные и слабые стороны предприятия в конкурентной борьбе. Показатели конкурентоспособности оценивались по следующим блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология. В таблице 1 приводится контрольный лист для проведения SWOT-анализа.
Таблица 1. Контрольный лист SWOT-анализа
Показатели оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансы
1. Оценка структуры
активов (по финансовым 2. Инвестиционный рейтинг 3. Доход на активы 4. Норма прибыли 5. Доход на вложенный капитал |
|||||
Производство
1. Использование оборудования 2. Производственные мощности/ пропускная способность оборудования 3. Численность занятых 4. Системы контроля качества 5. Совокупная факторная производительность 6. Возможности расширения производства/ расширения зон обслуживания 7. Возраст технологического оборудования |
|||||
Организация
и управление
1. Численность
инженерно-технологического и 2. Скорость
реакции управления на 3. Четкость
разделения полномочий и 4. Тип организационной структуры управления 5. Качество
используемой в управлении 6. Степень
гибкости оргструктуры |
|||||
Маркетинг
1. Доля рынка 2. Репутация фирмы 3. Престиж торговой марки 4. Расходы по стимулированию сбыта 5. Численность сбытового персонала 6. Ценовая политика/ уровень цен 7. Организационные и технические средства для сбыта 8. Уровень/ качество обслуживания 9. Число клиентов 10. Качество поступающей информации о рынке |
|||||
Кадровый
состав
1. Уровень
квалификации 2. Расходы
по подготовке и 3. Уровень
подготовки сбытового |
|||||
Технология
1. Применяемые стандарты и степень их совместимости 2. Новые продукты 3. Расходы на НИОКР |
В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:
Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.
Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.
Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.
Графа 4. Уровень ниже среднего. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности. Следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке.
Графа
5. Положение тревожное. Ситуация предприятия
в отрасли должна быть улучшена самым
решительным образом. Предприятие
находится в кризисной
Нужно отметить, что данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и как следствие затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ организаций.
Технология работы с материалом, полученным в ходе SWOT-анализа, исключительно проста. Респонденту, после того как он сделал соответствующую запись, задаются уточняющие вопросы типа: «Почему Вы так считаете?» или «Как Вы считаете, чем вызвано (обусловлено) существование той или иной проблемы?». При этом не требуется, сколько-нибудь, серьезной специальной подготовки тех, кто проводит подобный анализ внутри организации. Например, такой подход — сочетание SWOT-анализа и диагностического интервью — дает достаточно четкое представление о том: «Что представляет организация на самом деле?».
Это
исключительно универсальный
Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемную ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации.
Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информации. С рынка фирма получает деньги и снова информацию – об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.
Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.
В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят: покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров; конкурентов; посредников – транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.; финансовые учреждения; рекламные агентства; таможенные и другие правительственные органы; готовящиеся законы; экономическую ситуацию в стране; политический климат; развитие и достижения НТР; культурные традиции.
Таким образом, понятие внешней среды складывается из двух составляющих — факторы макросреды и факторы непосредственного окружения фирмы.
К факторам макросреды обычно относят: экономическое состояние страны; политико-правовой аспект; социальное и культурное окружение; научно-техническое и технологическое развитие общества.
Изучение
экономического состояния позволяет
понять действующие законы – темпы
инфляции, соотношения валют, нормы
налогообложения и их тенденции,
уровень безработицы; и увидеть
возможности использования
Анализ
политического окружения и
Изучение социальной компоненты макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.
Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.
Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию или оказывающих услуги, которую реализует компания.
Основу анализа ближайшего окружения фирмы составляет конкурентный анализ среды, который обычно строят на использовании так называемой модели пяти сил М. Портера. Согласно этой теории на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил: конкурентная борьба внутри отрасли; угроза появления товаров и услуг-субститутов; способность поставщиков диктовать свои условия; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей диктовать свои условия.
Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.
Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.
Для проведения количественного анализа можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).
Такие матрицы приведены в виде таблицы 2 и таблицы 3, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Воздействие |
Высокая | Средняя | Слабая |
Сильное | Улучшение уровня
жизни населения;
Изменение рекламных технологий |
Появление новых поставщиков | Снижение налогов и пошлин |
Умеренное | Разорение и
уход фирм-продавцов;
Развитие информационной отрасли |
Снижение
цен на сырье и готовую продукцию;
Совершенствование менеджмента |
Уменьшение
императивных норм законодательства;
Снижение безработицы |
Слабое | Неудачное поведение
конкурентов;
Изменения моды |
Совершенствование технологии производства | Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Однако
для получения более
Таблица 3. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность
Воздействие |
Высокая | Средняя | Низкая |
Сильное | Изменение правил ввоза продукции | Сбои в
поставках продукции;
Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов |
Увеличение
конкурентных преимуществ со стороны
конкурентов;
Скачки курсов валют |
Умеренное | Снижение
уровня жизни населения;
Рост налогов и пошлин |
Изменение покупательских
предпочтений;
Ужесточение законодательства |
Появление принципиально
нового товара;
Появление новых концернов |
Слабое | Изменение уровня
цен;
Рост безработицы |
Появление новых
фирм на рынке;
Усиление конкуренции |
Национализация
бизнеса;
Ухудшение политической обстановки |