Наркомания как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Девиантное поведение, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие «негативная девиация»………………………………………………4
2. Наркомания как вид девиантного поведения…………………………………9
3. Особенности наркомании в современном российском обществе………….13
Практические задания…………………………………………………………...16
Заключение ………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.docx

— 90.57 Кб (Скачать документ)

Из всего  изложенного можно сделать вывод, что у ребенка, начавшегося употреблять  наркотики в 13 лет, замедляется процесс  развития и социализации в целом  и к 23 годам он себя не чувствует  личностью как его сверстники, у ребенка недостаточно жизненного опыта в здоровом обществе для  дальнейшей жизнедеятельности. Такой  человек ничего не добился и отсюда формирование новых комплексов и  разочарований – меньше шансов отказаться от девиантного поведения (практически  равны нулю).

2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида социализации. Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.

Девиантная карьера (deviant career) - процесс, в котором индивидуум приходит к принятию девиантного «самоотождествления» и зачастую к идентификации с девиантной субкультурой. Понятие связано с теорией стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения), указывающей на тот факт, что люди не рождаются девиантными, а начинают считать себя таковыми лишь в процессе общественной реакции.

Сторонники  теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.

Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

В-третьих, будут ли конкретные поступки людей  рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти люди, и от того, как реагируют на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т.п., осуждают. Так, в США чернокожих могут осудить за поступки, позволительные для белых; а женщин – за поступки, позволительные для мужчин; некоторых могут осудить за те же поступки, что безнаказанно совершают их друзья; поведение отдельных людей может быть осуждено как девиантное, хотя оно не нарушает никаких норм, просто потому, что огульно обвинили в таких поступках, каких они, возможно, никогда не совершали (например, человек выглядит «женоподобным» и на него навешивается ярлык гомосексуалиста). Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет.

В-четвертых, навешивание ярлыков на людей  влечет определенные последствия для  таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации – девиантному поведению, вырабатывающемуся  у индивида в ответ на санкции  со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое  новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны  законодательных органов и законопослушных  граждан. Индивид получает публичное  определение, которое возводится в стереотип, при этом индивид объявляется правонарушителем, «чокнутым», фальшивомонетчиком, насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера («человека не нашего круга»). Подобный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные  граждане осуждают их и не хотят «иметь с ними дела»; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре – это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.

Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда  поведение людей рассматривается  как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

Таким образом, согласно теории стигматизации, человек  попробовавший наркотики один раз  может пойти по двум жизненным  путям. Первый: его поймут и не осудят, близкие поддержат и помогут  преодолеть жизненные проблемы. Второй: общество узнает о наркотиках, будет  осуждать за нарушение общественных норм; навесит клеймо «наркоман»; человек  потеряет работу, окружающие перестанут иметь с таким человеком общие  дела, тем самым подтолкут на общение  с наркоманами (вторичная девиация). Т.е. с теми людьми, которые его понимают и в дальнейшем укрепит связи с данной субкультурой, потому что ослабеет связь с законопослушными гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для раскрытия  природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

Наркомания  является одной из сложнейших проблем  нашего общества, и не обращать на неё  в наше время просто нельзя. В  связи с социальными преобразованиями, произошедшими в России за последние 30 лет, это форма девиантного поведения  получило широкое распространение. Оно провоцирует, в свою очередь, рост преступности, смертности, теневой  торговли и других негативных последствий.

Профилактика  социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер  будет стоять конкретный человек  с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется, выработка эффективной системы  мер по преодолению, ограничению  и профилактики девиации в поведении  разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными  сложившимся условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).
  2. Волков Ю.Г.  ,  Добреньков В.И.  ,  Нечипуренко В.Н.  ,  Попов А.В.  Социология: 3-е изд испр и доп./ М.: Гардарики, 2008.
  3. Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка [Электронный ресурс]/ [Режим доступа]: http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html
  4. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков /Изд.: Академический проект, Гаудеамус, 2007.
  5. Актуальные проблемы девиантного поведения: Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М.,1995.- 200с.
  6. Афанасьев В.С., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы//Образ мыслей и образ жизни. - М.,1996. – 170с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций/ М. 2008.

 


Информация о работе Наркомания как вид девиантного поведения